Индивид и социум на средневековом Западе
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Индивид и социум на средневековом Западе
Страница 207

Самоценность собственной жизни, превращенной в достойный размышления и описания литературный сюжет, – открытие Абеляра. Не потому ли «История моих бедствий» стала столь притягательной и интересной для многих последующих поколений, которые, вполне естественно, читали ее уже на свой лад? Пусть это не автобиография в том смысле, какой придали этому жанру в Новое время31, как мы видели, она отличается концентрацией внимания автора преимущественно, если не исключительно, на постигших его бедах, тогда как все другое обойдено почти полным молчанием. Творение Абеляра – плод сосредоточения его мыслей и памяти на самом себе, на собственной личности, хотя контуры этой личности и способы ее презентации всецело вписываются в литературные и понятийные формы, которые предоставила ему его эпоха – XII столетие.

Примечания

1 Об Абеляре как философе см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.

2Brown Р . Society and the Supernatural: A Medieval Change // Daedalus, Spring 1975. P. 133-151; idem. Society and the Holy in Late Antiquity. London, 1982. P. 305 ff.

3Borst A. Findung und Spaltung der offentlichen Personlichkeit (6. bis 13. Jahrhundert) // Identitat / Hrsg. von O.Marquard und K. Stierle (Poetik und Hermeneutik, VIII). Munchen, 1970. S. 633 ff.

4Wade F. Abelard and Individuality // Die Metaphysik im Mittelalter. Ihr Ursprung und ihre Bedeutung / Hrsg. von P.Wilpert (Miscellanea mediaevalia. Bd. 2). Berlin, 1963. S. 165-171.

284

5Chenu M.-D. L' eveil de la conscience dans la civilisation medievale. Montreal; paris, 1969. P. 15.

6Федотов Г . П . Абеляр. Петроград, 1924. С. 9, 10.

7Clanchy M. Т . Abelard. A Medieval Life. Oxford, 1997.

8Muckle J. T. Abelard's Letter of Consolation to a Friend (Historia Calamitatum) // Medieval Studies, 1950. Vol. XII. P. 163-213.

9 Высказывалось предположение, что «История моих бедствий», подобно переписке Абеляра с Элоизой (подлинность этих посланий в особенности внушает сомнения ряду исследователей), представляет собой сочинение, составленное после смерти Абеляра, может быть, даже в следующем столетии (самые ранние рукописи сохранились от XIII века). Споры о подлинности или подложности этих произведений время от времени возобновляются. Мы будем исходить из гипотезы о том, что «История моих бедствий» сочинена Абеляром, хотя можно допустить, что ее текст впоследствии подвергся редактированию.

Страницы: 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213