Лед БомбеяКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Лед БомбеяСтраница 270
– Это что, основания для обвинения меня в каком‑то преступлении? – Он мгновенно менял тактику.
– Вовсе нет. Просто мои свидетельские показания. Вряд ли на их основании вас признают виновным, но я убеждена, что моя информация очень многих заинтересует. Очень и очень многих.
Шепот среди работников студии становился все громче и громче. Калеб, привыкший к молчаливой, восторженной аудитории, по‑видимому, воспринимал происходящее еще более остро, чем я. Он взглянул на своих людей, потом снова на меня, словно взвешивая наши шансы на каких‑то внутренних весах.
– Ваши свидетельские показания? Да, конечно. Вам придется выступить в суде в роли свидетеля‑эксперта. Перед всеми моими друзьями, которые имели возможность наблюдать за вами в течение последних двух недель. Как вы к этому относитесь, Розалинда? Что вы на это скажете?
Калеб снова сделал жест своим вышибалам, но, заметив, что они заколебались, направился ко мне сам, улыбаясь и протягивая руку.
– Я не думаю, что вы станете на суде таким же образом обличать себя.
Я вслушивалась в звук его хлюпающих пластиковых сандалий.
– Ну, что ж, попробуем, – сказала я и снова нажала на кнопку воспроизведения.
«Кто он такой? Было ли Сами его настоящим именем?»
Рэму мастерски удалось сочетать два совершенно различных звуковых фона.
«Ах, Розалинда, – звучит голос Калеба с пленки, абсолютно идентичный реальному его голосу. – А это порожденье тьмы я признаю своим».
«Как вообще такое возможно? – вопрошает мой голос на пленке. – Отправить человека убить собственного сына и жену и после этого продолжать работать с ним?»
На студии все пришло в какое‑то подспудное движение, зал стал заполняться новыми людьми. Все внимательно слушали. Напряжение, повисшее в воздухе, становилось почти материальным.
Мы с Калебом понимали, что должно последовать за этим. Мы оба знали силу слова в Индии, в стране, где простой сказитель, сидящий под баньяном, способен удерживать внимание целой деревни на протяжении нескольких часов.
«Существуют разные виды убийства, – говорит его голос на пленке. – У меня . не было . полной уверенности в том, что Сами – мой сын. – Жужжание студийных софитов скрыло все стыки в записи. – Кроме того . постоянный шантаж . Как ты относишься к сыну, шантажирующему отца?»
Я видела, как напрягся Калеб в ожидании кульминации нашей маленькой мелодрамы, то и дело бросая взгляды на членов съемочной группы и на работников студии. Он принадлежал к числу тех, кто умеет и любит манипулировать своей аудиторией и при этом способен чуть ли не до мгновения рассчитать, как она будет реагировать.