Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 2
При куша иском правителе Куджуле Кадфизе (китайские хроники называют его Киоцзюкю) Кушанское государство включало в себя уже территорию Арахосии, часть Кашмира, некоторые области Парфии. Большое число монет Кадфиза было обнаружено в районе Кабула, что указывает на вхождение и этой области в состав Кушанского государства. Вначале Кадфиз должен был считаться с индо-греческими царями: на лицевой стороне некоторых из его монет изображен индо-греческий царь Гермей, а на другой — письмом кхароштхи написано имя — Кадфиз. Затем ему удалось добиться полной самостоятельности, и монеты Кадфиза стали чеканиться только от его имени — «царя царей Кадфиза». При сыне Кадфиза I — Кадфизе II, или Виме Кадфизе, в состав Кушанского государства вошли некоторые области в низовьях Инда. Кушанам удалось распространить свое влияние также и на восток. Возможно, что в этот период им принадлежали некоторые районы Восточной Индии вплоть до Варанаси.
Вима Кадфиз провел важную денежную реформу, введя золотую монету, сходную по номиналу с римскими ауреями, которые имели хождение в пределах Кушанской державы. Вероятно, здесь сказалось влияние денежной системы Рима. Захват собственно индийских территорий поставил вопрос о необходимости учета местных традиций, оказывавших первенствующее воздействие на государственную систему всей империи. Поэтому на некоторых монетах Вимы Кадфиза изображен бог Шива (иногда вместе со священным быком Нанди-ном, важным атрибутом Шивы).
Канишка Наибольшего могущества Кушанская империя достигла при Канишке — одном из самых известных правителей древней Индии. За исключением монет и небольшого числа эпиграфических документов, датированных и синхронных источников периода Канишки не сохранилось, хотя о нем и его деятельности рассказывается во многих поздних буддийских легендах и сказаниях. При Канишке власть Кушан распространилась на области Бихара, на территории Центральной Индии вплоть до Нарбады.
В правление Канишки К ушанам удалось, очевидно, утвердить свою власть в Саураштре и Катхиаваре, хотя Западные Кшатрапы (правители областей Западной Индии) не были полностью под властью Кушан. Китайские хроники рассказывают о борьбе Кушан с Китаем за области Восточного Туркестана. Некоторые данные говорят о том, что кушанской армии удалось даже продвинуться в глубь этих территорий, но мы не знаем, как долго продержалась там власть куша неких царей. Ясно лишь, что при Канишке Кушанская держава стала одной из сильнейших держав древнего мира, конкурируя уже с Китаем, Римом и Парфией. В этот период связи с Римом стали весьма оживленными. Возможно, что к Кушанам относится сообщение античных авторов об индийском посольстве в Риме в правление императора Траяна (99 г. н. э.).
Многие китайские и индийские источники рисуют Каниш-ку верным последователем буддизма и с его именем связывают созыв буддийского собора в Кашмире (так называемый IV буддийский собор). Возможно, что Канишка действительно поддерживал буддизм, но в принципе он проводил политику религиозной терпимости. Об этом свидетельствуют его монеты, на которых изображены индийские, эллинистические и зороастрийские божества. Буддизм не был при Канишке государственной религией, и изображение Будды всего несколько раз встречается на его многочисленных монетах.
Все большее значение в этот период приобретает бакт-рийский язык (он становится общегосударственным), развивается бактрийская письменность (на основе греческого письма). Бактрийское письмо вытесняет письмо кхароштхи и на монетах. В Северном Афганистане (в Сурх-Котале) была обнаружена значительная по размеру надпись на бактрий-ском языке, относящаяся к периоду Канишки. В надписи рассказывается о сооружении святилища, возможно, динас-тийного акрополя Кушан.
Одним из самых сложных до сих пор остается вопрос о кушанской хронологии, в том числе об установлении даты правления Канишки. Исследователи называли разные даты: 78 г. н. э., 103 г. н. э., 110 г. н. э., 144 г. н. э., 248 г. н. э. и даже 278 г. н. э., т. е. разрыв достигал двух столетий. В настоящее время наиболее убедительной представляется точка зрения о датировке «эры Канишки» первой четвертью II в. н. э.