Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 13
В древнеиндийских источниках первых веков нашей эры увеличивается число свидетельств о «дарении деревень», что означало передачу царем права на сбор налогов с этих деревень. Земля при этом не передавалась, но менялось лицо, которому крестьянин платил налоги. Постепенно свободные общинники стали зависимы от частного лица, стремившегося увеличить свои права на землю. Эти «дарения» еще не были феодальными, но определенная тенденция в сторону феодальных отношений уже безусловно имелась. Такие «дарения» давались чиновникам, как и в предшествующий период, вместо денежного жалованья.
Изменение положе- Существенные изменения происходи-ния непосредствен- ли в положении непосредственных ных производителей, производителей — рабов, свободных Феодальный уклад общинников и наемных работников.
В поздних шастрах подробно регламентированы правила о рабах, дается их классификация. Появляется явная тенденция ограничить превращение временных рабов в пожизненные, фиксируются обязанности хозяев, за нарушение которых на рабовладельца мог накладываться даже штраф. Поздние шастры придают особое значение вопросу о варновой принадлежности рабов. Источники гупт-ской эпохи особо подчеркивают принцип варновой принадлежности. Прежде всего защищались брахманы и затем все «дваждырожденные». У Катьяяны прямо говорится, что рабство не распространяется на брахманов. Согласно Яджнавалкье, в рабство можно было обращать человека более низкой варны, т. е. допускалось, что брахман может обратить в рабов кшатриев и вайшьев.
В этот период особенно остро встал вопрос об отпуске рабов на волю, и не случайно поздние шастры уделяют этому большое внимание. Условия освобождения рабов, особенно временных, были значительно облегчены. «Нарада-смрити» подробно описывают обряд освобождения. Хозяин разбивал сосуд с водой, окропляя голову раба, и объявлял его свободным. Раб, который попадал в рабство из-за нужды (за пищу), должен быть освобожден в случае отказа его от питания. Если человек становился рабом за долги, то после выплаты суммы долга с процентами ему должны были вернуть свободу.
Значительно меняется и положение свободных земледельцев. Если вначале передавалась просто земля, то затем вместе с землей даруются и люди, сидящие на этой земле. В одном из древнейших свидетельств такого рода, Паллав-ской надписи III в. н. э., говорится, что издольщики остаются прикрепленными к земле и после передачи ее брахманам. Постепенно эта практика стала распространяться и на ранее свободных земледельцев-общинников, в результате чего они становились зависимыми крестьянами. В грамоте Вака-таков V в. н. э. приводится случай, когда даруются четыре двора, предназначенных для обрабатывающих землю (для каршаков), т. е. земледельцы передаются новому владельцу. К середине первого тысячелетия нашей эры в Индии сложился феодальный уклад, который, постепенно развиваясь, способствовал созданию общества феодального типа. В VI— VII вв. н. э. феодальные отношения стали ведущими в общей многоукладной структуре индийского общества.
Ремесло и ремеслен- Более высокого уровня развития в пер-ные организации вые века нашей эры достигло ремесленное производство. Своим искусством славились индийские металлисты и литейщики. До сих пор остается загадкой, каким образом им удалось в V в. сделать железную колонну (высотой более 7 м и весом более 6 т), которая, несмотря на влажный климат, не подверглась коррозии и ржавчине. В «Милинда-панхе» упоминаются в качестве особых ремесел работы по золоту, железу, свинцу, олову. Ремесленники этих специальностей работали отдельно друг от друга. Особую группу составляли царские металлисты и оружейники. Контроль государства над этой прослойкой ремесленников был, очевидно, особенно строгим: царь считался собственником всех полезных ископаемых и право добычи металлов принадлежало ему. Кроме того, производство оружия составляло предмет особого внимания центральной власти.