Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 12
Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, а община — затормозить развитие частного землевладения, но процесс сосредоточения земли в частных руках неуклонно развивался.
Интересные данные содержат, например, надписи из Насика, относящиеся к Западным Кшатрапам. В одной из них говорится о том, что зять правителя Нахапаны, по имени Ушавадатта, должен был предварительно купить у частного лица участок земли, который он затем подарил буддийской общине. Возможно, что это являлось уже отражением нового процесса, связанного с развитием частного землевладения в ущерб царскому. Ушавадатта, очевидно, не имел в своем распоряжении свободной земли и вынужден был в данном случае купить участок у частного собственника.
В первые века нашей эры увеличивается число пожалований частным лицам, а главное, постепенно меняется их характер. В предшествующий период пожалование касалось лишь права пользования землей без каких-либо прав над крестьянами. Если многие пожалования раньше были временными — на срок исполнения служебных обязанностей, то теперь они все чаще приобретают наследственный характер. Это укрепляло права частных владельцев и делало их довольно независимыми от центральной власти. Некоторые виды пожалований все чаще становились вечными, и в грамотах, где фиксировались такие дарения, указывалось, что земля передается навсегда, «пока светят Солнце, Луна и звезды».
Представляя во временное владение земельные участки, царь постепенно стал давать и определенные льготы владельцу, так называемые иммунитетные права.
Затем к владельцам переходят некоторые права по управлению этими участками и сидящими на них людьми. Они начинают осуществлять судебные функции; царь освобождает их от необходимости принимать на своих землях царских чиновников, что обычно считалось обязательным. Одно из древнейших свидетельств таких прав содержится в сатаваханской эпиграфике II в. н. э. (это яркий показатель процесса феодализации не только на Севере, но и в Декане). Сатаваханский царь Гаутамипутра Шатакарни дарует землю буддийским монахам и вместе с этим освобождает общину от присутствия на ее земле царских войск, от вмешательства государственных чиновников. Особое развитие эта практика получила после V в. н. э,, когда цари стали передавать уже почти все фискальные, административные и судебные функции частным владельцам. Передавалось даже право на рудники, традиционно считавшееся царской монополией.
Передача государством некоторых своих публичных функций частным лицам оформлялась специальными грамотами, текст которых фиксировался на медных пластинках, получаемых новым владельцем. Такая практика все больше превращала временных землевладельцев в наследственных феодалов и приводила к тому, что крестьяне постепенно попадали под их власть. Конечно, этот процесс протекал постепенно, и государство еще долго сохраняло многие из своих функций по управлению сельскими областями.
Для общественных отношений в первые века нашей эры характерно также широкое развитие аренды. Арендаторы, часто лишенные средств и орудий производства, попадали в зависимость от земельных собственников.