Проникновение европейцев. Влияние торгового колониализма на индийскую экономикуИстория / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Проникновение европейцев. Влияние торгового колониализма на индийскую экономикуСтраница 2
Чтобы понять эту ситуацию, приведшую в конце концов к колониальному подчинению, следует указать на ряд обстоятельств.
Прежде всего, большинство европейцев действовало в Южной Азии как купцы, представители частных акционерных компаний. Только португальские экспедиции и управление их владениями на Востоке были государственными предприятиями. Позднейшая французская компания, хотя и считалась частной, имела среди акционеров короля и видных придворных и вельмож. Поэтому она находилась под значительным правительственным контролем. Нидерландское правительство также поддерживало свою компанию, хотя и не вмешивалось в ее политику. Английская же компания первоначально действовала исключительно на свой страх и риск, не раз попадая в ситуацию финансового краха и лавируя между противоборствовавшими силами в период Английской революции, Протектората и Реставрации.
Частные компании сами закупали корабли, снаряжали их, нанимали военные отряды и отчитывались только перед своими акционерами. Хартии, предоставлявшие компаниям монопольное право на торговлю с Востоком, время от времени требовали подтверждения, что означало необходимость дорогих «подарков» и «займов» тем, от кого зависело решение. Английская Ост-Индская компания, конечно, имела своих лоббистов в около правительственных кругах, но вызывала зависть тех, кто не участвовал в ее монопольной торговле. Постоянно дебатировался вопрос о том, что компания использует государство для частного обогащения.
Как бы ни оценивать те выгоды, которые в конце концов получила Великобритания от деятельности компании, следует помнить, что ее акционеры и директора меньше всего думали об интересах государства или о развитии британской экономики. Они готовы были разорить собственную текстильную промышленность, ввозя индийские ткани, вошедшие в моду и пользовавшиеся большим спросом. В 1680 г. английские ткачи, разорявшиеся из-за ввоза индийских тканей, разгромили здание Ост-Индской компании в Лондоне. Парламенту приходилось принимать специальные законы, ограничивавшие вывоз драгоценных металлов и иностранной валюты из Англии и ввоз индийских товаров, а затем и вовсе запретившие сбыт индийских тканей на внутреннем рынке. Законами 1700 и 1720 гг. был установлен штраф в 200 ф. ст. не только за торговлю индийскими тканями, но и за обладание ими. Компания реализовывала индийские ткани в основном на рынках материковой Европы.
Главной целью деятельности европейцев на Востоке в этот ранний период колониализма было приобретение местных товаров и затем их сбыт в Европе по монопольным ценам. Сначала такими товарами служили пряности: перец, кардамон, корица, гвоздика и т. п. В качестве примера доходности восточной торговли приведем следующие данные. В 1600 г. перец в Европе продавался в 33 раза дороже, чем закупался на Суматре. Однако расходы по организации торговых экспедиций, потери кораблей в пути и т. п. съедали большую часть прибыли. Она в чистом виде составляла около 100%.
В XVII в. главным товаром стали хлопчатобумажные ткани. Кроме того, важное значение имел вывоз селитры, необходимой для производства пороха и красителей, прежде всего индиго. Покупали европейцы также хлопок, пряжу, сахар, шелк. В обмен они предлагали свои товары: медь, ртуть, оружие, шерстяные ткани. Но в целом у европейцев в то время не было товаров, которые уравновешивали бы импорт из стран Востока. Экономика этих стран была слишком замкнутой, самодостаточной. Спрос на различные изделия оставался стабильным, устоявшимся веками.
Несколько выравнивали общий баланс сделок прибыли от межазиатской торговли, которую европейцы также старались монополизировать. Наиболее жесткими методами действовали в этом направлении португальцы в ранний период своей экспансии. Они попытались ввести порядок, по которому все перевозки по морю должны были осуществляться либо на их судах, либо на судах, получивших у них разрешение, лицензию. Нарушителей ждало суровое наказание. Суда, замеченные в море и не имевшие лицензии, грабились и топились. Однако установленный португальцами сбор за выдачу лицензии (одна золотая монета с корабля) был настолько мизерным, что не покрывал расходов по содержанию соответствующего аппарата, так что это правило пришлось отменить. Гораздо большее негативное влияние на морскую торговлю в Индийском океане оказало соперничество европейских компаний. То голландцы и англичане захватывали португальские корабли, то англичане захватывали корабли голландцев. Постоянной проблемой были европейские купцы, снаряжавшие корабли в обход монопольного права компаний. Их надо было отлавливать и захватывать. В результате европейцам не удалось полностью поставить под свой контроль торговлю арабских и индийских купцов, хотя она и была в значительной степени дезорганизована. Ее объемы сократились, значительно возросла сухопутная торговля через Кандагар и Герат.