Государства Декана и Южной Индии в ХVI-ХVII вв.История / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Государства Декана и Южной Индии в ХVI-ХVII вв.Страница 1
Около полутора веков на Декане господствовали два султаната — Голконда на востоке и Биджапур на западе. Они возникли похожим образом почти одновременно (Биджапур в 1490 г., Голкондав 1518 г.) в период крушения Бахманидского государства. Наместники в Бидж-пуре (бывший раб Юсуф Адил-шах) и Варангале (турецкий военачальник Кули Кутб-шах) объявили себя самостоятельными. Впоследствии Кули Кутб-шах перенес столицу в крепость Голконду, по имени которой стало называться государство. На территории бывшего Бахманидского султаната возникли еще три княжества — Ахмад-нагар, Бидар и Берар. Но они были значительно слабее. В 1574 г. Берар был присоединен к Ахмаднагару, а в 1619 г. Бидар был захвачен Биджапуром. О судьбе Ахмаднагара мы уже рассказали. Большая его часть вошла в состав Могольской державы, а округ Пуна и северный Конкан отошли к Биджапуру. Биджапур и Голконда оставались самостоятельными несколько дольше.
Династии Адил-шахи в Биджапуре и Кутб-шахи в Голконде были шиитскими. Это усиливало отчуждение между ними и североиндийскими государствами, в которых основная масса мусульман принадлежала к суннитам. Деканские государства, особенно Биджапур, имели тесные связи с шиитским Ираном, который поддерживал султанаты не только морально, но и материально. Оттуда поступали новые кадры военных, а также кони, являвшиеся в то время важным стратегическим товаром. Впрочем, отношения между двумя султанатами редко бывали дружественными. Они конкурировали в борьбе за южные районы, которые стали уязвимыми после крушения Виджаянагара, и часто вели ожесточенные войны между собой.
Общей чертой султанатов было еще то, что они сыграли роль в процессе культурного становления двух индийских народов — народа андхра (телугу) на территории Голконды и маратхов на территории Биджапура.
Основатель Биджапура был женат на маратхской женщине, и она стала матерью его наследника. Индусы назначались на высокие посты в администрации. Языком официальной документации был маратхи. Привлечение маратхских территориальных вождей с их отрядами в армию султана позволяло значительно усилить ее мощь. Правда, это же обстоятельство впоследствии оказалось гибельным для государства. Усилившись, маратхские вожди повели борьбу за независимость и ослабили султанат перед лицом могольского натиска.
В Голконде индусы также играли важную роль в государстве. Ибрахим Кутб-шах (1550-1580) был женат на телужке. Он долго жил в Виджаянагаре в изгнании, пока правил его брат. При нем вообще поддерживалась телужская культура: он патронировал брахманам и храмам, поощрял развитие языка телугу, при его дворе творили многие поэты, ставшие основателями телужской литературы. Большое внимание, уделявшееся им строительству танков (водоемов), тоже можно рассматривать как следование традициям индусских государей. И другие султаны выдавали земельные дарения индуистским храмам и брахманам. Религиозные праздники обеих конфессий проводились совместно. Архитектурный стиль построек в городах того времени несет явные следы индусского влияния. Конечно, это не значит, что установилась полная гармония конфессий. Источники отмечают также некоторые случаи разрушения храмов и насильственного обращения в ислам. Но все же отношения общин были гораздо терпимее, чем во многих других государствах Индии того времени.
Система управления в Биджапуре опиралась на сравнительно мелкие административные единицы — паргана (от 50 до 200 деревень), которые были введены на Декане еще во времена правления Туглаков. По происхождению это были крупные общины, ранее носившие название таппа, или деш. Таким образом, мусульманские власти не ввели единообразного административного деления, а просто переименовали издавна существовавшие территориальные общины и попытались приспособить их к нуждам управления и налогообложения. Во главе парган стояли вожди местной доминирующей касты кунби, или маратха (дешмукхи, или десаи), которые рассматривались как наследственные чиновники. Документацию парганы вел окружной писец из брахманов (дешпанде, или дешкулкарни), также занимавший свою должность наследственно. В центре общины обычно находилась небольшая крепость, при которой функционировал базар. Эти крепости служили важным фактором политического ландшафта Махараштры. Если местные власти выказывали неповиновение, правительственным войскам приходилось осаждать крепости и брать их штурмом. В «штате» окружных вождей значились также управляющий рынком, писец рынка, их помощники, стражники в крепости.