Источники Могольского периодаСтраница 1
Главным источником остаются так называемые хроники, вернее историографические труды. Их составление становится государственным делом, появляется официальная история. В правление Акбара (1556-1605) в каждом административном округе находились вакианигары (чиновники службы информации) и вакианависы (летописцы). В провинциях (суба) были субанависы. Информация стекалась ко двору и попадала к официальному историографу. Он имел доступ ко всем документам, отчетам, фирманам, распоряжениям и указам, получал дворцовые сводки новостей (ахбарат-и дарбар-и муалла), копии всех писем. Если что-то не поступало или если ему что-то было неясно, он обращался за разъяснениями в канцелярию (авлийа-и умур). Он мог также обращаться за разъяснениями лично к падишаху. В хроники могольского периода включается много документов. Аурангзеб (1658-1707), правда, на 10-м году правления отменил официальную историографию. Имеются и неофициальные хроники, авторы которых нередко были оппозиционно настроены ко двору.
Наиболее информативным является труд верного соратника и министра Акбара Абу-л Фазла (1551-1602) «Айин-и Акбари». Он дает не только исключительно полное описание империи второй половины XVI в. и деятельности падишаха, но служит источником по всему периоду Моголов, поскольку система управления и налогообложения, введенная Акбаром, сохранилась и при его преемниках. Подробные данные о социальном строе и состоянии экономики по провинциям позволяют составить полную картину жизни Северной Индии в то время.
Труд Абу-л Фазла служит также памятником исторической мысли. Он размышлял о достоверности истории и первоначально пришел к выводу, что она не может быть объективной. Занятие ею — пустая трата времени. Но потом он изменил свое мнение, так как история накапливает опыт и служит источником просвещения и мудрости. Конечной целью человеческой жизни является познание (достижение знания — ирфан). Разум познает материальный мир посредством органов чувств. История отвечает этим критериям. Но для этого нужно широко привлекать документы, принимать во внимание все версии объяснения события, описывать как великие дела, так и малозначащие, великодушие и жестокость.
В основе его историософских концепций лежала идея прогресса. Он начинает историю от Адама, потому что хочет подчеркнуть древнейшее происхождение Акбара. Затем, в отличие от других хронистов, останавливается не на истории Пророка и халифов, а на правлении среднеазиатских государей, предков Акбара. Акбар — вершина развития человечества. Главная задача — обосновать полезность и разумность абсолютной власти просвещенного государя, имеющего божественную сущность.
Сочинение шейха Абд ал-Кадира Бадауни (1540-1596) «Мунта-хаб ут-таварих» относится к тому же периоду и дает менее официозное описание деятельности Акбара. В этом состоит значение его труда. Но Бадауни просто перечисляет события. Ему чужда идея движения, развития. Он не пытается установить закономерности или связь событий. Так, описывая конкретные меры Акбара, связанные с религией, он их не объединяет в некий общий сюжет «религиозной политики». Так же он описывает и походы Акбара — каждый поход отдельно, не пытаясь выделить закономерности в завоевательной политике. В целом он враждебен Акбару. По Бадауни, все деяния падишаха продиктованы желаниями испорченного существа, развращенного нечестивыми людьми. Его история подчеркнуто