Создание первого мусульманского государства на территории ИндииИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Создание первого мусульманского государства на территории ИндииСтраница 2
После смерти Махмуда началась борьба за престол между его сыновьями, а с севера и запада государство Газневидов теснили сельджуки. Власть потомков Махмуда ослабела. Одно из вассальных княжеств с центром в г. Гур усилилось настолько, что его правитель Гийяс-ад-дин Мухаммед в 1173 г. сверг правящую династию и основал собственное обширное государство. Его младший брат Муиз-ад-дин (он же — Шихаб-ад-дин) Мухаммед Гури предпринял ряд уже не просто грабительских, но завоевательных походов в Индию. В 70-80-е гг. XII в. он присоединил Панджаб и Синд, а в 1191 г. встретился с объединенными силами раджпутских государств при Тараине.
В это время Северная Индия была раздроблена между государствами Чауханов из Сакамбхари (затем столицей стал Аджмер), Чауханов из Рантхамбхора, Гахадавалов из Канауджа, Каччваха из Дхундхара, Парамаров, Чаулукьев из Анахилапатаки, Гухилотов из Читторгарха, Чанделлов и Калачури (в Центральной Индии). Междуусобные войны для них были важнее, чем организация совместного отпора мусульманам. Но к 1191 г. они сумели объединиться под руководством Притхвираджа III Чаухана и нанести войскам Муиз-ад-дина первое поражение.
Победа оказалась пирровой. Союзники снова рассорились, и в следующем году, на том же поле у Тараина, Муизад-дин нанес Чауха-нам сокрушительное поражение, Притхвирадж был убит, и далее мусульмане продолжали покорять одно государство за другим по одиночке.
Мужественное сопротивление Притхвираджа осталось в памяти народа. Притхвирадж стал национальным героем. В его честь поэт-сказитель Чанд Бардаи сложил героическую поэму «Притхвираджрасо», которая пелась изустно, а затем была записана и известна в более чем 50 рукописных вариантах. Исторически она недостоверна, но пользуется по сей день большой популярностью в народе.
Отряды Муизад-дина под руководством его военачальников (гулямов — «рабов», они действительно были рабами султана) уничтожили княжества Чанделлов, Гахадавалов, разбили и принудили к подчинению Калачури, Чаулукьев. Чауханы сохранили лишь несколько мелких княжеств. Аджмер стал опорным пунктом мусульман в Раджпутане.
Следует пояснить, что на мусульманском Ближнем Востоке было довольно обычным назначать на важные посты в армии и администрации рабов, в буквальном смысле купленных на базаре. Конечно, если эти рабы проявляли способности к управлению и руководству войсками. Они нередко становились самыми близкими к правителю людьми. Упоминавшийся Сабуктегин, например, был рабом первого Газнийского султана, затем женился на его дочери и унаследовал трон. Генералитет Муизад-дина также состоял из его личных гулямов.
Один из них по имени Кутб-ад-дин Айбак в 1193 г. сделал своей резиденцией г. Дели. После смерти Муиз-ад-дина его владения были поделены между гулямами. Айбак объявил себя султаном в 1206 г. Началась история первого в истории Индии мусульманского государства. Надо оговориться, что наименование «мусульманское» для этого и ряда последующих государств будет употребляться условно и только для краткости. Мусульманской была лишь правящая верхушка. Основное население оставалось, как и раньше, индусами. То, что новым правителям не удалось обратить большинство населения Индии в ислам, служит одним из важнейших показателей особенностей того комплекса культов, который принято называть индуизмом. Он не имел своего «священного писания», церковной организации, но именно поэтому его трудно было искоренить. Индусско-мусульманские отношения наложили свой отпечаток на всю последующую историю Индии.
Делийский султанат в первое столетие своего существования не доминировал в Северной Индии. Сохранялись независимые княжества в Раджпутане, постоянно враждовали с султанатом также мусульмане, захватившие Бенгалию.
Первым из мусульман завоевал ее Ихтияр-ад-дин Мухаммед, известный также как Бахтияр Хилджи. Сначала он захватил Бихар, где вырезал множество брахманов и буддийских монахов. В 1199-1200 гг. он отправился с небольшим отрядом покорять Бенгал, которым в то время правила династия Сена со столицей в Надии. Лакш-мана Сена выступил настречу ему с большой армией. Но Бахтияр искусно обошел эту армию и с тыла захватил столицу, а затем и другой крупный город Гаур. Лакшмана Сена отступил в Восточную Бенгалию, где его сыновья продолжали править до 1245 г., когда и эта часть Бенгалии попала под власть мусульман. Бахтияр же, преисполнившись уверенностью в том, что он может завоевать что угодно, в 1205 г. начал поход «в Тибет» через Ассам. Там он был разбит, вернулся в Надию с сотней всадников, оставшихся от 10 тыс., выступивших в поход, и вскоре умер. Но самостоятельное государство во главе с мусульманами было в Бенгалии основано. В1213 г. власть захватил некий Хисам-ад-дин, который объявил себя родственником Бахтияра под именем Гийяс-ад-дина Хилджи. По преданию, ко времени его правления относится строительство многих мостов через реки дельты, которые не затапливались даже во время частых здесь наводнений.