Создание первого мусульманского государства на территории ИндииИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Создание первого мусульманского государства на территории ИндииСтраница 1
Ислам появился в Индии вскоре после своего возникновения в Аравии. Арабские купцы издавна приезжали на Западное, Малабарское побережье Южной Азии, и в его портах вскоре образовались поселения мусульманских торговцев. В Керале они образовали особую общину мопла (или мапилла). В прибрежных районах Махараштры и Карнатаки таким же образом возникла община навайятов. На протяжении УШ-ХП вв. мусульманские кварталы появились и во многих других городах как Севера, так и Юга Индии.
Первые попытки арабов напасть на Индию морским путем — снаряжая экспедиции на Тхану, Броч, Дебал, — были отбиты. Предпринятая затем попытка пройти через Хайберский проход была отражена индианизованными княжествами на территории современного Афганистана. Наконец, в 712 г. армия под руководством Мухаммада ибн-Касима прошла к устью Инда по побережью Макрана. Он взял штурмом Дебал, где до того базировались индийские пираты, а затем захватил и столицу Синда г. Алор и присоединил все нижнее течение Инда к Арабскому халифату. Сам Мухаммед ибн-Касим недолго праздновал свою победу. Его оговорили его личные враги при дворе халифа, он был вызван в Дамаск и по дороге убит. Но Синд стал частью Халифата. Там были введены мусульманские земельные распорядки и мусульманское право. Земли стали раздаваться во владения военачальникам (эти военные лены называли икта), стали взиматься земельный налог (харадж) и подушная подать на немусульман (джизия), в округа были назначены судьи (кази). Основная часть населения перешла в ислам.
Арабы попытались развить успех, но это им не удалось. Лалита-дитья Муктапида, Гурджара-Пратихары и Чаулукьи из Анахила-патаки последовательно отбивали их нападения. Синд остался мусульманским, но на остальную территорию Южной Азии это обстоятельство влияло мало.
Вскоре Синд раздробился на множество мелких княжеств и в таком состоянии пребывал до того, как в 1175—1182 гг. его присоединил к своим владениям Шихабад-дин Мухаммед Гури, о котором речь пойдет ниже.
Реальной угрозы для Северной Индии со стороны мусульман не было до конца X в. К этому времени на территории Афганистана и восточного Ирана образовалось государство с центром в г. Газни. Его правителей стали называть Газневи. Второй правитель этой династии по имени Сабуктегин, расширяя свои владения, столкнулся с индусским княжеством династии Шахи, которая контролировала земли по берегам среднего течения Инда. Джайпал Шахи оказал Сабуктегину, а затем его сыну Махмуду Газневи довольно упорное сопротивление, но в конце концов потерпел поражение. Махмуд (998-1030) был признан Багдадским халифом независимым правителем (султаном) и стал могущественным повелителем части Ирана и Средней Азии. Его столица превратилась в один из главных центров мусульманской науки и искусства. При его дворе был основан университет, жили такие выдающиеся поэты и мыслители, как Фирдоуси, Ансари аль-Харави, Фаррохи Систани, аль-Бируни. Как уже говорилось, аль-Бируни, помимо прочих сочинений, оставил фундаментальный труд «Индия», который служит исключительно ценным источником для изучения Индии накануне мусульманских завоеваний.
Махмуд стал совершать почти ежегодные набеги на Северную Индию, одерживая победы над враждующими между собой радж-путскими князьями. Он разграбил множество городов, в том числе такие значимые для индусов, как Матхура, Канаудж, Сомнатх, и вывез в Газни несметные богатства. Однако индийские правители и после этого не осознали надвигавшуюся опасность.
Аль-Бируни, объясняя причины сравнительно легких побед мусульман, очень проницательно вскрывает одну из психологических черт индусов: «Сверх того, есть еще причины, упоминание которых похоже на поношение индийцев. Эти причины глубоко коренятся в природе их нравов, но совершенно очевидны. Глупость есть такая болезнь, от которой нет лекарства. Дело в том, что индийцы убеждены, что земля — только их земля, люди — это представители только их народа, цари — только их правители, религия — только их вера, наука — только та, что у них имеется. Они кичливы, тщеславны, но невежественны. Им от природы свойственно скупиться своими знаниями и исключительно ревниво оберегать их от непричастных к наукам индийцев, а что уж говорить о прочих». Ученый-энциклопедист извиняется, что вынужден сделать столь нелицеприятное заключение, но не может умолчать о своих впечатлениях от общения с некоторыми индийцами. Из текста явствует, что он имеет в виду не всех индийцев, а именно тех, что «кичатся своими знаниями», т. е. брахманов, которых он в основном выспрашивал об индийской науке и обычаях. Такое же высокомерное отношение к иноземцам было характерно и для раджпутов, составлявших правящий слой североиндийских государств. Мусульмане в их глазах были «варварами» (млеччха), и сколько бы поражений раджпуты ни терпели, они все равно считали, что эти «варвары» недостойны внимания.