СемьяКультура и общество / Этнографическая Индия / СемьяСтраница 2
В более сухих частях Индии, где рис не растет, т. е. на Индо-Гангской равнине, к западу от Патны и в западной части Декана, обычной пищей райята является пресный хлеб из пшеницы, ячменя или проса, который едят с какою-либо зеленью и тем или иным видом стручковых. Горох едят или сухой и растолченный, или мягкой массой. В тех районах, где изобилует, он и будет главной пищей, но так как в этих слишком дождливых районах горох не растет, то его заменяют рыбой; последняя водится в изобилии, и ее ловят разными способами, порою очень остроумными. Горные племена живут на мелком просе или на так называемом карликовом рисе.
Еда в Европе является цементом общества, в Индии она является показателем его раздробленности. Правда, бывают кастовые обеды, на которые сходятся сокастники для еды вместе; обычно же, а особенно вне дома, индус ест один, молча, уединяясь от своих товарищей. Он выбирает отдельную, удаленную от посторонних площадку, где он делает небольшой очаг в форме подковы из обожженной глины или просто земли; он снимает свой тюрбан, верхнюю одежду и башмаки, подходит к очагу и садится на корточки для приготовления пищи. Площадка отрезает его от всего мира; она священна, как классический храм или святилище, а приготовление пищи и ее потребление похожи на какую-то религиозную церемонию. Ничья чужая нога не смеет вступить на площадку; если чужая тень промелькнет над ней, пища, даже уже приготовленная, должна быть опрокинута. Даже дома большинство мужей не едят со своими женами: последние прислуживают своему мужу и ждут, пока он не закончит еду. В суматохе деревенской жизни, в процессе тяжелого и неустанного труда все эти формальности закона, вероятно, забываются, и люди живут под диктовку жизни, но не законодательных норм, однако последние сейчас же выплывают на сцену, раз появляется элемент публичности или постороннего надзора.
Дети — истинная радость индусской семьи. Некоторые из наблюдателей склонны приписать им какие-то специальные особенности: молчаливость, сосредоточенность, деловитость в играх и т. д. Нужно думать, что дети Индии таковы же, как и дети всего мира. Их ранняя развитость вполне допустима как результат нужды, в которой живет семья райята, и как отголосок раннего труда, зовущего не к детским забавам. Не редкость видеть детей в работе с пяти-шести лет по уходу за животными, по собиранию дров, по обслуживанию маленького брата или сестры. Интересную, но, по существу, грустную картину представляет какой-либо еле заметный от земли пузырь, который гонит перед собою пару огромных буйволов. Любовь родителей к детям сказывается на каждом шагу и во всяческих формах. Когда отец с матерью возвращаются с поля или идут с празднества, или отдыхают дома, дети постоянно облепляют своих родителей, представляя собою необходимое дополнение интимного семейного пейзажа.