СемьяКультура и общество / Этнографическая Индия / СемьяСтраница 1
Но присмотримся к семье. Чтобы понять индусское общество, говорит Лебон, надо изучить индусскую семью. Семья представляет собою тип и базу коммуны, а государство — лишь сумму этих коммун, без каких-либо органических промежуточных инстанций. В семье все общее, все на счету и на виду. Без общего согласия ничего нельзя ни отнять, ни прибавить. Все члены семьи живут вместе, и еще недавно считалось идеалом соединить под одной крышей пять-семь поколений.
Старший в семье является общим главою и пользуется патриархальным авторитетом. Все заработанное и приобретенное переходит в распоряжение главы, и он удовлетворяет нужды всех, растит молодежь, женит, отдает замуж, ведает хозяйством и т. д. Авторитет главы морально абсолютный, и он имеет некоторую аналогию с отцом древнеримской семьи, хотя мягкость народного характера не позволила отцу индийской семьи дойти в своей власти до права на жизнь членов. В случае смерти отца власть переходит к старшему сыну. Типично, что закон давно уже пытался подорвать авторитет отца в смысле права распоряжаться общей собственностью, но до последних дней традиция упорно держалась за древнюю форму жизни. Несомненно, с ростом индивидуализма в Индии, с подъемом значения личности, и в частности женщины, мы должны ждать разложения семьи старого типа, и этот процесс, несомненно, имеет место в современной Индии, но он, насколько можно судить по британской статистике, пока протекает довольно медленно. Во всяком случае, авторитет отца и поныне очень силен в индусской семье, он поддерживается не только его хозяйственным авторитетом, естественной подчиненностью, а в Индии и исключительной любовью детей, но и приниженным, согласно требованиям закона, положением его жены, которая должна смотреть на него как на своего господина, не смея даже называть его по имени.
Но остановимся на некоторых подробностях жизни отдельной семьи поселянина, вероятно Б наши дни весьма типичной для Индии в целом. Представим себе райята возвращающимся после тяжелого рабочего октябрьского дня домой. Он занят был посевом пшеницы. Весь черный, голый, исключая окутанных в полотнище бедер и покрытой тюрбаном головы, он медленно шагает за своей парой быков. Он носит усы, но не бороду, сквозь складки его тюрбана видно, что голова его вся брита, за исключеним чуба на макушке. Быки тащат соху — орудие первобытного типа, с небольшой металлической оправой в конце сошника, причем ярмо охватывает их шею, и верхний край его налегает на шею животного впереди его горба. Райят приближается к деревне, и перед его 'взором встает ряд глиняных лачуг, наполовину скрытых деревьями. Над деревней стелется горизонтальными слоями дым, выходящий из труб и уходящий далеко в поля. Воздух свеж, а для туземца даже холоден. Жены заняты приготовлением ужина, и, когда муж заворачивает к дому, он чувствует запах сжигаемого навоза. Минуя на пути массивное фиговое дерево, покрывающее своей тенью группу незамысловатых домов, он через ворота в белом заборе заворачивает быков на свой двор. Вокруг последнего в виде квадрата ютятся постройки, где живут его семья и его скот.
Первое, что бросается в глаза, это — прилепленные к одной из стен (для просушки) толстые, плоские и кругловатые куски сизяка. Они приготовляются из коровьего помета, перемешанного с соломой и водой, и составляют почти ежедневный труд тженщины. В сильно населенных районах дров совершенно нет, и земледелец вынужден применять на топливо этот единственный ресурс удобрения почвы.
Дворы обычно имеются даже у самого бедного, так как иначе некуда помещать скот и утварь, но в Южной Индии (не говоря про низкие касты) попадаются бездворовые хижины, совместное убежище людей и животных. Крыши домов разные, в зависимости от климатической обстановки. В Северной Индии крыши плоские, но только в тех районах, где выпадают умеренные дожди. По мере приближения к подножию Гималаев, где дожди более мощны, на сцену выступают черепичные крыши, а со вступлением в Бенгалию мы вместо плоских крыш найдем крыши с крутыми скатами; они делаются устойчивыми, чтобы бороться с дождями и сильными бурями. В то время как в Пенджабе дома лепятся тесно друг к другу, образуя сплоченную массу, в Бенгалии райят живет около своего поля, почему дворы бывают разбросаны довольно (просторно). В Декане крыши чаще черепичные, дома разбросаны меньше, чем в Бенгалии, но часто окружены садом, продукты которого являются некоторым подспорьем в хозяйстве.
Индусские хижины, как уже упомянули, содержатся в большой чистоте. Стены и пол время от времени вымазываются смесью коровьего помета и глины, что оказывается хорошим дезинфицирующим средством. Вообще индусы лично очень чистоплотны; систематическое купание, сбривание волос на теле, внимательное отношение к зубам и т. п. говорят о хорошо усвоенных правилах гигиены. В комнатах райята мало утвари, или ее почти нет: одна-две циновки, несколько низких плетеных стульев и веревочная кровать или две. Хозяйка очень горда своим скромным запасом медной посуды для варки пищи и еды, и этот запас держится в исключительной чистоте. Стекло, а тем более фарфор не в ходу, и еда принимается в глиняных посудах или медных чашечках, а чаще всего на пальмовых (или иных) листьях.