Рационалистические сектыКультура и общество / Этнографическая Индия / Рационалистические сектыСтраница 1
Особняком должны быть поставлены рационалистические секты, созданные скорее на почве социальной, чем религиозной революции. Нужно заметить, что Индия на своем историческом пути переживала непрерывный ряд религиозного реформаторства и в этом отношении резко не похожа на Европу, насчитывающую две-три реформаторские волны. Пересчитать хотя бы только крупных религиозных учителей и реформаторов нет никакой возможности. Мы упомянем лишь о попытках ярко социального колорита, корда реформаторы составили новое течение не под давлением религиозно-нравственного импульса по преимуществу, а с основной целью улучшения социальной картины. Среди таких попыток интересны усилия со стороны низших каст освободиться от тирании кастовой системы и ига брахманов, стоящих во главе системы. Знаменательно, что многие из реформаторов происходили из низов социального строя. Рамананд, сам брахман, среди учеников, основателей отдельных школ, имел Намдева, красильщика хлопчатобумажных тканей, Сена — цирюльника, Кабира — ткача, Набгаджи — дома (низшая каста).
Нужно оговорить, что большинство этих рационалистических попыток кончалось неудачей, вскрывая старую догадку, что религии создаются, живут и умирают по какому-то сложному комплексу причин, среди которых целеустремление, хотя бы высокого порядка, отдельного человека и даже групп может значить очень немного. В этом отношении интересна секта сатнами, основанная в начале XVII столетия раджпутом из Ауда (Джагдживан Дас) и распространенная в начале XIX столетия чамаром Гхаси Дасом среди его касты. В основу были положены семь принципов: воздержание от спиртных напитков, уничтожение идолопоклонства, запрет применения коров для пахоты (старый обычай у гондов) и т. д. Однако эта секта, пропитанная высокой моралью и идеями равенства, но попавшая в слишком дикую (гонды) или забитую (чамары) народную группу, спустилась с первичных высот до глубин неприкрашенного идолопоклонства.
Последние стадии в попытках реформировать индуизм можно усмотреть в современных теистических сектах, из которых заслуживают внимания «Брахмо самадж» (Община Брахмы) и «Арья самадж»' (Община ариев). Эти оба движения, исходящие из прямого и признанного влияния Европы, до сих пор, однако, велись индусами и с точки зрения исключительно индусской. Этот брахманизм нового типа, по правильному замечанию Лайэля, является европейским унитаризмом, не имеющим логической устойчивости между откровением и чистым рационализмом.
Судьба этих теистических движений крайне поучительна. Рожденные среди очень радужных надежд и выдвинутые в жизнь наиболее видными, просвещенными и возвышенными людьми, эти попытки искусственного обновления и очищения народных верований остались уделом немногих, лишь тонкой политурой на народном организме и в толщу народную не сошли.
Основателем «Брахмо самадж» был Рам Мохан Рай (род. в 1774 г. в Бурдване, в Бенгалии, умер в Англии, в Бристоле, в 1833 г.) — «одна из благороднейших личностей религиозной истории народов», по выражению Барта. Хорошо знакомый с ведами, но и основательно проштудировавший христианское богословие, для чего он изучил кроме английского латинский, греческий и еврейский языки, Рам Мохан Рай был убежден, что священные книги древней Индии, особенно упанишады, правильно истолкованные, содержат в себе чистый деизм; отсюда он воспринял программу отвратить своих соотечественников от идолопоклонства и грубых обычаев, опираясь на священные предания. Он напечатал и перевел известное число текстов и, кроме того, изложил свои планы в специальных трактатах. Р. М. Рай, старавшийся сблизиться с другими религиями (особенно с христианством), не покидая основ индуизма, подвергся нападению со стороны как своих, так и миссионеров; основатель «Брахмо самадж» принял вызов и на нападки отвечал писаниями, которые показали в нем и основательного богослова и человека с высоким полетом мысли. Кроме этого он не упускал из виду средств пропаганды, употребляемых в Европе, что характерно для «Брахмо самадж» и в наши дни. В конечном результате по своей целеустремленности «Брахмо самадж» представляет собою чисто индусскую секту, а по организации, способу действия и по всем приемам — ассоциацию, похожую на обычные в Европе богословские партии (например, широкое применение миссионерства).
Но «Брахмо самадж» как продукт рационализма не оставалась единственной, и в 80-х годах прошлого столетия в ней произошел раскол. Последователями Р. М. Рая, но, с другой стороны, и раскольниками были не менее его крупные люди — Дебен-дранатх Тагор, Кешоб Чондро Сен и Пратап Чандар Мазумдар. В настоящее время «Брахмо самадж» делится на три секции, каждая из которых признает единство бога, братство людей и непосредственную духовную связь человека с богом без какого-либо посредника. Разница между секциями скорее ритуальная и социальная, чем религиозная. «Ади самадж» (первичная община), или более старая секция, является и наиболее консервативной. Отвергая все идолопоклоннические формы, она возможно близко держится ритуалов индуизма и свое вдохновение черпает только из священных книг индусов (главным образом из упанишад), но не из Библии или Корана. Лишь в одном случае она разрешила священнодействовать не брахману. Внекастовые браки в ней не разрешены. «Нававидхан Брахмо самадж» (Община нового откровения), основанная Кешоб Чондро Сеном, является более эклектической, и в свое содержание она включила материал (раз она признала его истинным) не только из священных книг Индии, но и из поучений христианства, буддизма и ислама. Третья секция — «Садхаран Брахмо самадж» (Общая брахманская община) — наиболее передовая из церквей. Она отвергает касту и заточение женщин, свободно допускает междукастовые браки и вообще немилосердно переворачивает кверху дном сложный ассортимент обычаев, навыков, обрядов и т. д., объединяемых штемпелем индуизма. Хотя еще сравнительно небольшая числом поклонников, «Садхаран Брахмо самадж» особенно привлекает к себе тех индусов, которые получили образование в Англии, так как это освобождает их от тягот касты, а особенно от необходимости подвергать себя обряду «очищения» при возвращении к себе на родину.