Джайнизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Джайнизм
Страница 2

Среди джайнов наблюдается растущая тенденция значиться индуистами. Может быть, перед нами начавшаяся картина исчезновения джайнизма, повторяющего судьбу буддизма. Джайнизм ведь еще легче может быть поглощен индуизмом, так как линия, их разделяющая, очень узка. Джайны пользуются брахманами в домашних обрядах, чтут корову, часто молятся в индусских храмах, следуют индусскому закону о наследовании с тем исключением, что наследование у них не связано с выполнением погребальных и поминальных обычаев; в вопросах кастовой исключительности джайны более строги, чем индусы; допускают браки с индусами; посещают места их паломничества. Главная разница джайнов от индусов сводится к «еретическому взгляду» на святость вед, невыполнение ими похоронных обрядов индусов, признание своих святых мест и сохранение некоторых специальных обрядов. Но в индуизме также имеются секты, далеко стоящие от ортодоксальных норм и правил индуизма и тем не менее считающиеся лишь его разновидностями.

Главными центрами джайнского влияния являются города и торговые пункты Западной Индии, и орден в значительной мере вербуется из купцов Гуджарата и Марвара и из земледельцев карнатакского округа Белгаум. В истории джайнизма интересен факт его быстрого исчезновения из районов, где он когда-то вырос и процветал, в направлении к Синду — Гуджарату. И действительно, среди жителей Бенгалии и Бихара (колыбель религии) нет джайнов, их также нет в Ориссе, где пещеры Удайягири и Хандагири свидетельствуют о большом расцвете джайнизма в первые столетия н. э. В Северной Индии джайнизм, если и находит своих адептов, то только среди класса торговцев, ибо торговля — единственное занятие, где принцип святости жизни животных может быть соблюден полностью. В западной Индии в настоящее время наблюдается три секты джайнизма: дигамбара, которые поклоняются голым идолам и чтут своих гуру (наставников); шветамбара, которые одевают своих идолов в платья и чтут их разными способами; и дхендия, которые боготворят своих гуру, носят белое платье и закрывают рот белым лоскутом; они никогда не кланяются идолам. Дигамбара утверждают, что их жены не получат блаженства, шветамбара отрицают этот взгляд. Миряне ордена составляют очень тесную общину, связанную узами взаимной поддержки; они отличаются исключительной благотворительностью.

Страницы: 1 2