Джайнизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Джайнизм
Страница 1

Эта религия, представители которой исчисляются цифрой немного более одного миллиона, является таким же отколом от брахманизма, как и буддизм. Как и последний, она выросла в Магадхе, и ее основатель, как и Гаутама, был из варны воинов; это был Вардхамана, прозванный Махавирой («Великим героем») и Джиной («Победителем»), откуда и название самой религии. Буддизм и джайнизм поражают своим сходством, которое объясняется тем, что источник был один и тот же. У обоих конечная цель — нирвана, но понятие это тонирует разно: у буддистов — это угасание, у джайнов — удаление из тела в иное, блаженное бытие. Мораль налагается на верующих одна и та же. Пятикратная клятва джайнов предписывает: святость жизни животных; отказ от лжи («она происходит от страха, жадности и легкомыслия»), отказ брать вещи, «не данные»; осуждение прелюбодеяния чистоту и свободу от мирских привязанностей в том числе от собственности. В области метафизики джайнизм ближе к философии санкхья, чем буддизм. Но особенно джайнизм строг к принципу святости животного, и ему принадлежат те курьезные учреждения (пинджранолы, или госпитали для животных), где призреваются и кормятся животные до червей включительно. Будда не придавал значения аскетизму, между тем как среди джайнов он существует, и часто в очень отталкивающей форме.

Наиболее крупное явление в истории джайнизма — это его разделение на две секты, сохранившиеся до наших дней; шветамбара, или «белоодетые», встречаемые на севере и западе Индии, и дигамбара, или «одетые небом», другими словами, голые аскеты, вероятно, более древняя секта.

Первый собор джайнов заседал в Паталипутре около 310 г. до н. э., когда был основан их канон. В средние века джайнизм переживал пору очень большого влияния и бывал государственной религией Гуджарата и Марвара и королей Коромандельского берега. Многие из джайнов были первыми министрами при дворах Западной, Центральной и Южной Индии, и к этому времени относится постройка блестящей серии джайнских храмов, каковы, например, на горе Абу и в Гирнаре. При мусульманском завоевании некоторые из джайнских святынь были разрушены, а резные столбы пошли на постройку мечетей.

Джайнизм — единственный из древних монастырских орденов, который уцелел в Индии до нашего времени. Он, например, избежал катастрофы, случившейся с буддизмом, и, вероятно, потому, что никогда круто не порывал с брахманизмом и не преследовал активной политики прозелитизма, предпочитая выполнение своих обрядов в тиши и уединенности своей религиозной коммуны. Но, может быть, еще важнее было то обстоятельство, что он в свою общину (сангха) призывал не только монахов и монахинь, но и мирян обоего пола. Не получилось той пропасти, которая отделяла монахов-буддистов от мирян и которая погубила эту религию, лишив в нужное время монастырскую общину общенародной поддержки.

До последнего времени были исследованы лишь некоторые документы обширной и запутанной литературы джайнизма, но еще многое должно быть переведено и исследовано для того, чтобы появилась научная возможность написать историю ордена. Во всяком случае, в науке пока еще нет установившегося взгляда на джайнизм и его прошлое.

Джайнский пантеон состоит из сонма обоготворенных святых, тиртханкаров, «создающих проход через круговорот жизни», или джина, «тех, что одержали победу», из которых 24 относятся к трем векам: прошлому, настоящему и будущему. Аскеты ордена известны под именем джати; они не имеют собственности и покидают свое жилище лишь только затем, чтобы просить милостыню; они носят опахала из козьего волоса, которым они сдувают всякое живое существо, попадающееся им на пути и на месте сидения; кроме того, они носят перед ртом сетки, чтобы нечаянно не проглотить и не погубить что-либо живущее. Их тело и платье грязны несказанно и кишат насекомыми. Миряне называются шравака («братья»). Изображения святых — часто статуи из черного и белого мрамора — у джайнов представляются голыми в противоположность плотно закутанным фигурам буддийских часовен, но они чужды тех непристойностей, которые так безобразят (с нашей точки зрения) индусские храмы. Джайны для своих святынь выбирают лесистые холмы, окруженные красивой панорамой долин или рек; их более древние и более известные святыни, отвечая духу отшельничества, столь характерного для джайнов, расположены обычно далеко от центров власти, или культуры, или торговли. Таковы холмы: Параснат в Бенгалии, Палитана в Катхиаваре и гора Абу в Раджастхане.

Страницы: 1 2