Индуизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Индуизм
Страница 2

Нигде в мире мы не находим столь полной и столь длительной картины развития религии, как в Индии. В своих ведах эта страна сохранила нам самые древние и самые полные документы для изучения первичных шагов естественной религии, начальных попыток человеческого ума разобраться в окружающей его природе; та же Индия, несмотря на все превратности истории, сохранила по крайней мере зерна первичных верований до наших дней. Такие «зерна», как авторитет брахмана (или гуру), святость коровы, техническая сторона жертвоприношений, сложная, но и пунктуальная подробность обрядов, даже облики богов, таких, как Шива или Вишну, насчитывают за собою не менее 4 — 5 тыс. лет.

Из всех религиозных концепций, говорит А. Барт об индуизме, «ни одна не явилась столь жизненной, столь податливой, столь способной облекаться в самые причудливые формы, столь находчивой в применении всех крайностей; ни одна не умела так хорошо вознаграждать свои потери, ни одна не обладала такой способностью постоянно порождать новые секты, даже великие религии и, таким образом, постоянно возрождаясь из самой себя, противиться всем причинам разрушения Это настоящий лабиринт строений, громоздящихся одно на другом, и первые исследователи почти всегда терялись в них, настолько официальная история их лжива и столько в них встречается развалин, представляющихся почтенными с виду, но не имеющих давности. В настоящее время благодаря открытию вед, которые осветили нам их первые основания, стало легче ориентироваться в них; но свет еще далеко не проник во все части здания, и нет возможности начертать его план без пробелов».

Отсюда мы видим, что задача пред нами была бы исключительной сложности и трудности, если бы мы не имели в виду чисто практической цели: установить историческую преемственность, а вместе с тем и устойчивость тех сторон индуизма, которые должны быть поняты и учтены в современной политике и экономике народа Индии. Отсюда ни догматическая сторона, ни космогоническая, ни область религиозных сравнений, ни вытекающие из индуизма философия и миросозерцание нас не будут интересовать или будут интересовать мало; скажем иначе: в индуизме мы будем искать не его изломы в высоту, в сферы привилегированного мышления, а его спуски вниз, в серые народные массы, где он является практической моралью, бытовым календарем и распорядчиком общетрудового и экономического достояния людей.

Начало индуизма коренится не внутри Индии, а где-то вне ее, в далеких степных пространствах, где некогда кочевали арии. Эти старые властители и законодатели Индии, наложившие потом на нее свою печать до наших дней, были чрезвычайно набожны, обладали наивной, но очень крепкой верой. Природу, их окружающую,— небо, воздух и землю — они наполняли сонмом богов, олицетворяя непонятные им, но столь внушительные для них силы природы; их всемогущество они переносили и в свою повседневную жизнь, вводя небожителей в стены своих хижин, разделяя с ними трапезу у домашнего жертвенника. Внутренний быт ариев был прост, демократичен и жизнерадостен. Жена — госпожа дома, подруга мужа и заместительница его при жертвоприношениях. Жизнь на земле была обильна и богата прелестями, так как ею «правили» веселые и лучезарные боги. Предки индусов желали иметь больше детей, а главным образом мальчиков о них они страстно молили бога, предоставляя ему «девочек послать кому-либо другому». Во внешних сношениях они были круче, жестче, аморальнее,— умерщвление противника не было убийством, присвоение чужой собственности являлось подвигом. Умножение коров было их экономическим идеалом, уже рано давшее этому животному исключительный ореол, сохранившийся и поныне. Словом, по выражению Рис-Дэвидса, это было детски простодушное, ясное, счастливое и полное энергии племя, не ведавшее ни размышлений, ни сомнений.

Но мы сказали, что зачатки религии подмечаются гораздо раньше момента подхода ариев к Индии. Некоторые из ведических богов, очевидно, получили свою жизнь уже тогда, когда иранцы и индоарии жили еще общей семьей. Яма, ведийский бог мертвых, соответствует Ииме, правителю рая в «Авесте», а ведийский бог солнца Митра полностью совпадает с персидским Михтрой, культ которого так широко был распространен по Римской империи времен 200 — 400 гг. н. э. Но, по-видимому, еще раньше, уже в эпоху индоевропейской общности, созданы были некоторые религиозные концепции, донесенные потом до Индии. Оттуда, очевидно, идет общее понятие бога.

Страницы: 1 2 3 4