Дегустация ИндииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация ИндииСтраница 83
Сестре Шумита Джаите тридцать пять. Она красавица, психолог и работает в университете Калькутты.
– Шумит, сам себе скажи правду: твоя сестра не вышла замуж не потому, что ты уехал и маму нельзя оставить одну, а потому, что образованной самостоятельной женщине невозможно идти в тюрьму к родственникам мужа, а жить, как у нас, послав родственников, она не может! – настаиваю я.
– Это во многом правда. Сестра имела брачные предложения с условием бросить работу после замужества, но она не намерена променять независимость на традиционное семейное счастье. Конечно, постепенно мы изживаем традиции, – уходит от больной темы Шумит.
Объяснить, что, пока страна будет изживать традиции, пройдут золотые годы Джаиты, мне пока не удается.
Индия – удивительная страна. Там есть не только тюрьма для обезьян, там есть специальная тюрьма для свекровей. Они сидят по обвинению в вымогательстве слишком большого приданого, за разрушение брака сыновей, за издевательства и убийства невесток. Тюрьма переполнена . недавно речь шла о строительстве дополнительного корпуса.
Индийские феминистки утверждают, что только в прошлом году за приданое в стране убито больше 7000 молодых женщин! По новому закону любой случай смерти женщины от ожогов в течение первых семи лет брака рассматривается не как несчастный случай, и против мужа и его семьи может быть выдвинуто обвинение в убийстве.
Короче, за расписной прелестью индийской жизни стоит такой женский стон, что мы, российские женщины, по сравнению со всем этим живем в полном шоколаде.
К моменту, когда мои спутницы набрали детских шмоток, а я утолила жажду разглядывания сообщества «дочки-матери», взор мой упал на ноги продавца.
Хорошо подстриженный господин в безукоризненной белой рубашке и черных дорогих брюках, с милейшей улыбкой обслуживающий Наташу и Лену, по-английски описывающий достоинство любого предмета из коллекции детских вещей, был совершенно бос. Его костлявые ступни бойко бегали по каменному полу возле витрин и вешалок.
Поймав мой взгляд, он слегка застеснялся, потер одну босую ступню о другую и развел руками. Я тактично показала жестами, что очень ему завидую и сама бы разулась по такой жаре; но до сих пор не могу решить уравнение: после работы этот кентавр снимает «форму» и сливается с толпой живописных босяков или надевает обувь и двигается в ней домой?
Потом мы бродили по тряпичным лавочкам, продавцы орали и совали в нос товары, а мы покрепче прижимали к себе кошельки. Собственно, у меня на этом рынке была только одна мотивация. На вчерашнем банкете мне несколько раз сказали:
– Ты должна иметь для Тадж Махала закрытое льняное или хлопковое платье, иначе умрешь от теплового удара!
Переворошив тучу прилавков, я купила себе что-то невразумительно голубое, вполне адекватное индийскому желанию видеть женское тело на жаре сорок градусов стопроцентно закрытым. Не то чтобы мне не хотелось накупить еще чего-нибудь. Я просто находилась в объятиях культурного шока от возможностей выбора на рынке и не могла так быстро перейти из класса созерцателей в класс потребителей.
Ну сами подумайте, если вы хотите купить сумку, а перед вами пятьсот вариантов сумок! Защищая психику от обилия впечатлений, я потянула спутниц в музыкальный магазин в Старом Дели, адрес которого нашла в Русском центре, потому что из всех стран мира я привожу своим сыновьям музыкальные инструменты.