Шесть систем индийской философииКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Шесть систем индийской философииСтраница 133
Некоторый брахман, рассказывают нам, побежденный троякого рода страданиями, ищет прибежища у великого риши – Капилы, учителя (хотя и не непременно основателя) санкхьи[139] – и, объявив свое имя, фамилию и общину, чтобы быть принятым в число его учеников, говорит ему: «Достопочтенный господин, что здесь на земле наивысшего (summum bonum), что есть истина? Что должен я сделать, чтобы спастись?»
Капила отвечал: «Я скажу тебе это». И затем следуют топики (предметы), числом двадцать пять:
ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ТАТТВ
I. Восемь пракрити (первичные и производящие элементы).
1. Пракрити как авьякта (недифференцированный или неразвитый принцип).
2. Буддхи (разум, интеллект), восьми родов.
3. Аханкара (субъект), трех родов (вайкарика, тайджаса, бхудати).
4 – 8. Пять танматр (сущностей) звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния.
П. Шестнадцать викар (видоизменения, модификации).
9-13. Пять буддхендрий (органы восприятия). 14-18. Пять кармендрий (деятельные органы). 19. Манас (центральный орган или мозг.) 20 – 24. Махабхуты (материальные элементы).
III. 25. Пуруша (дух или я).
IV. Трайгунья (триада гун). V. Санкара (эволюция).
VI. Пратисанкара (разложение). VII – 1Х. Адхьятма, адхибхута, адхидайвата относятся к тринадцати орудиям, то есть к буддхи, к аханкаре, к манасу и к десяти индриям. X. Пять абхибуддхи (понятий), пять актов буддхи или индрий.
VII. XI. Пять кармаёни (источников деятельности). XII. Пять ваю (ветров или жизненных духов).
XIII. Пять карматман, родов аханкары.
XIV. Авидья (незнание), пятеричная, с шестьюдесятью двумя подразделениями.
XV. Ашакти (слабость), двадцативосьмерная (девять
атушти и восемь асиддхи).
XVI. Тушти (довольство), девятерное.
XVII. Сиддхи (совершенство), восьмеричное.
XVIII. Муликартхи (кардинальное, основные факты), восемь.
XIX. Ануфахасарга (благостное создание).
XX. Бхутасарга (создание материальных элементов), четырнадцать.
XXI. Биндха (узы рабства), тройные.
XXII. Мокша (свобода), тройная.
XXIII. Прамана (авторитеты, источники знания), тройные.
XXIV. Духкха (страдание) тройное.
Я привожу здесь эти названия или заглавия по-санскритски и часто буду дальше употреблять санскритские термины, так как английские их эквиваленты – если и можно найти таковые – слишком часто непонятны без комментариев или приводят к недоразумениям без комментариев. Комментарий, обыкновенно присоединяемый к сутрам, имеет целью объяснение их смысла и вообще объясняет их удовлетворительно, но английские слова никогда не передают вполне точно санскритских терминов.
Комментатор начинает вопросом: что такое восемь пракрити? И отвечает опять-таки техническими терминами, подлежащими объяснению: 1) авьякта (хаос), 2) буд-дхи (свет или восприятие, перцепция), 3) аханкара (субъективность), и 4-8 пять танматр (трансцендентные элементы).
АВЬЯКТА
И он продолжает: 1. «Стало быть, теперь следует объяснить авьякту, нейтральное (неразвитое). Как в мере очевидны различные предметы, например водяные ведра, ткани, сосуды, постели и т. д., так не очевидна авьякта. Она не замечается чувствами, ухом и т. д. Почему? Потому что она не имеет ни начала, ни середины, ни конца и не имеет частей. Она не слышна, не осязаема, не видима, не уничтожаема, вечна, без вкуса и без запаха. Ученый говорит, что она без начала и середины, что она вне того, что велико[140], неизменно и присуще. И потом эта авьякта тонка, без атрибутов, без начала и без конца, производящая (прашута), но из всех восьми пракрити непроизведенная (апрашута), без частей, единая, но общая всему. И все это ее синонимы, то есть слова, применимые к авьякте при известных обстоятельствах: прадхана (главный), брахман, [141] пура (местопребывание), дхрува (неизменный), прадханака (главный), акшара (неуничтожаемый), кшетра (поле, объект), тамас (мрак), прашута (производительный).
БУДДХИ
2. «Что же называется буддхи (разум, интеллект)? Буддхи есть адхьявашая (определение). Это есть то, чрез что получается убеждение (пратипатти) по отношению к корове и пр. Это есть то и то, а не иное, это есть корова, а не лошадь; это есть столб, а не человек». Таково буддхи, самая удивительная фаза пракрити».