Индивид и социум на средневековом ЗападеКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Индивид и социум на средневековом ЗападеСтраница 267
362
следования не столько расширяют наши представления о личности и творчестве Опицина, сколько являются попытками свести его своеобразие к симптомам глубокой душевной болезни (Kris E. Op. cit. P. 118-127; Mac Gregor J. The Discovery of the Art of Insane. Princeton, 1992). Напротив, Г. Ладнер рассматривает Опицина в контексте более широкой проблемы средневекового мировосприятия (Ladner G. В. «Homo Viator». Medieval Ideas of Alienation and Order// Speculum. 1967. Vol. XLII. № 2. P. 233-259). Он сосредоточивает внимание на углублении личности, которое, в частности, выражалось в отчуждении индивида от господствующего социального порядка. Наиболее исчерпывающий анализ наследия Опицина, равно как и его жизненной карьеры, содержится в недавно опубликованной монографии Г. Ру и М.Лаари: Roux G., Laharie M. Art et folie au Moyen age. Aventures et enigmes d'Opicinus de Canistris (1296 – vers 1351). Paris, 1997). Возможностью ознакомиться с содержанием последней монографии я обязан К. Клапиш-Зубер.
3 Ms. Pal. lat. 1993 и Vat. lat. 6435.
4 Авторы новейшей монографии об Опицине предполагают, что это были какие-то манипуляции с целью получения церковного бенефиция. См.: Roux G., Laharie M. Op. cit. P. 50.
5 «О притчах Христа», «Семь слов Марии» – видимо, компиляторские работы, по предположениям М.Лаари и Г.Ру.
6Salomon R. Opicinus de Canistris, Weltbild und Bekenntnisse eines avignon-esischen Klerikers des 14. Jahrhunderts // Studies of the Warburg Institute. Vol. I A. London, 1936. S. 214.
7Salomon R. Newly Discovered Manuscript of Opicinus de Canistris, p. 45.
8Heimann A. Die Zeichnungen des Opicinus de Canistris // Salomon R. Das Weltbild…, Anhang 1. S. 295-321.
9 Pal. lat. 1993. T. 20.
10 См.: Burdach К . Vom Mittelalter zur Reformation. Berlin, 1913-1928. Bd. II, 1. S.97.
11 Pal. Lat. 1993. T. 39.
12Salomon R. Opicinus de Canistris… S. 68.
13 Ibid. S. 41.
14 Ibid. S. 49, 275.
15 См.: Liebeschutz Я . Das allegorische Weltbild der heiligen Hildegard von Bingen. Leipzig, Berlin, 1930. Tafel III, Tafel V.