Индивид и социум на средневековом ЗападеКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Индивид и социум на средневековом ЗападеСтраница 186
2 Правда, уже во второй половине VII века вестгот Валерий (Valerius) сочинил рассказ о своей жизни (P.L., 87, col. 439-447), но тщетно было бы в этом произведении, составленном по агиографическим образцам, искать выражения его личности или сообщений о его происхождении, воспитании и развитии.
255
3Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981, гл. 3.
4Murray A. Reason and Society in the Middle Ages. Oxford, 1985. P. 162 ff.
5 См.: Stock B. The Implications of Literacy. Written Language and Models of Interpretation in the Eleventh and Twelfth Centuries. Princeton, N.J., 1983.
6 См.: Leclercq J. Modern Psychology and the Interpretation of Medieval Texts // Speculum, 1973. Vol. XLVIII. № 3. P. 476-490; Gandillac M. de. Abelard (et Heloise) // Individualisme et autobiographie en Occident. Bruxelles, 1983. P. 85-99.
7 См.: Carruthers M. A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1990. P. 179-180, 182.
8 Год рождения Гвибера – 1053 – установлен Мабийоном. Бентон же настаивает на том, что Гвибер родился десятилетием позже, в 1063/64 г.
9 PL, CLVI, col. 607-680.
10 См.: Guth К . Guibert von Nogent und die hochmittelalterliche Kritik an der Reliquienverehrung. Ottobeuren, 1970; Morris C. A Critique of Popular Religion: Guibert of Nogent on The Relies of the Saints // Popular Belief and Practice / Ed. by G.J.Cuming and D.Baker. Cambridge, 1972. P. 55-60.
11 Benton J. E. The Personality of Guibert of Nogent // Psychoanalytic Review, 1970-1971. Vol. 57. № 4. P. 563-586. Ср.: Benton J.E. Seifand Society in Medieval France: The Memoire of Abbot Guibert of Nogent. N.Y., 1970.
12 Сказанное о фрейдистских интерпретациях психологии Гвибера Ножанского, предложенных Бентоном, в полной мере должно быть распространено и на работу Дж. Кантора, который, в свою очередь, находит в «De vita sua» и страх Гвибера перед кастрацией, и эдипов комплекс, и вытеснение в подсознание сексуального влечения к матери, и нарциссизм, и многое другое. См.: Kantor J. A psychohistorical source: The «Memoirs» of Abbot Guiben of Nogent // Journal of Medieval History, 1976. Vol. 2. № 4. P. 281-305.
13Guibert de Nogent. Autobiographie / Introduction, ed. et trad. par E.-R. La-bande. Paris, 1981.
14 См. об этом: Зарецкий Ю. П. Детство в средневековой автобиографии: Святой Августин и Гвиберт Ножанский // Вестник университета Российской академии образования. 1998. № 1. С. 63-81.
15 Исследователи отмечают параллель между «исповедями» Гвибера и Августина: в жизни обоих мать играла огромную роль, в особенности в их «обращениях» к истинной вере и к праведному образу жизни, хотя характеры Моники и матери Гвибера были совершенно различны.
16 См.: Schmitt J.-C. «Sognare nel XII secolo» и «L'autobiografia sognata» в его книге Religione, folklore e societa nell'Occidente medievale. Roma; Bari, 1988. См. также: Wittmer-Butsch M. E. Zur Bedeutung von Schlaf und Traum im Mittelalter. Krems, 1990.
17 См.: Amory F. The Confessional Superstructure of Guibert of Nogent's Vita // Classica et mediaevalia, 1964, Vol. XXV.
256
Абеляр: «неукрощенный единорог»
Петр Абеляр (1079-1142) – младший современник Гвибера Ножанского. В научной литературе давно утвердилось мнение о том, что в своих философских произведениях он развивал идеи, подчас непривычные для средневековой мысли, и по-новому поставил ряд богословских проблем. Стремясь примирить веру с разумом, не поступаясь суверенностью последнего (впрочем, эту тенденцию можно обнаружить и у других мыслителей эпохи), Абеляр предпочитал тезису «верую, дабы понять» принцип «понимать для того, чтобы уверовать». Вера для него – не слепое, нерассуждаюшее следование заветам, опирающееся на совокупность сакральных актов, которые непосредственно не затрагивают душу и разум человека, но содержание его внутреннего мира. Disputatio y Абеляра – принцип сопоставления и столкновения различных толкований, точек зрения, которые предполагают участников диспута, причем каждый из них занимает собственную позицию, отвечающую его убеждениям, и, следовательно, индивидуален. Рациональное объяснение обретает уместность и необходимость в контексте теологического дискурса, тем самым обосновывается роль интеллекта в вопросах веры, равно как и во всех иных сферах человеческой деятельности.