Индивид и социум на средневековом Западе
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Индивид и социум на средневековом Западе
Страница 140

23 Эти примеры можно найти в книге Бентона: Benton J.F. Ibid. P.339.

24 Ladner G. B. Die Papstbildnisse des Altertums und des Mittelalters. Von Innozenz II zu Benedikt IX. Roma, 1979. S. 148.

25 Die Parier und der schone Stil 1350-1400. Europaische Kunst unter den Luxemburgern / Hrsg. von A.Legner. Koln, 1978. Bd. 3, S. 211 ff.

26Claussen Р . С Nikolaus von Verdun. Uber Antiken- und Naturstudium am Dreikonigschrein. S. 447-456.

27 Ibid.

28Claussen Р . С Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Kunstler uber sich selbst. S. 35-37.

29Muratova X. Vir quidem fallax et falsidicus, sed artifex praeelectus. Remarques sur l'image sociale et litteraire de l'artiste au Moyen age // Artistes, artisans et production artistique. Actes du colloque de Rennes. Paris, 1987. P. 53, 59.

30Claussen P. С Nachrichten von den Antipoden. S. 27.

31Claussen Р . С . Magistri doctissimi Romani. Corpus Cosmatorum, 1987; ejusd. Magistri Doctissimi Romani. Die romischen Marmorkunstler des Mittelalters.

32Claussen Р . С Kolner Kunstler romanischer Zeit nach den Schriftquellen // Kunst und Kunstler der Romanik in Koln. Koln, 1985. Bd. 2. S. 369-373.

33Curtius E.R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. 8. Aufl. Bern; Munchen, 1979. S. 503-505.

34 См.: Misch G. Geschichte der Autobiographie. Frankfurt/M., 1959-1970. Bd. III. Hafte 1. S. 92.

35Teuffei R. Individuelle Personlichkeitsschilderung in den deutschen Geschichtswerken des 10. und 11. Jahrhunderts. Leipzig; Berlin, 1914.

36Gilson E. Heloise et Abelard. Paris, 1948.

197

От рождения до смерти и после нее

Детство в Средние века?

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают», – эти слова психолога, уже приводившиеся выше, указывают на то, что личность представляет собой величину динамическую, меняющуюся на протяжении жизни человека. Поэтому было бы важно попытаться проследить, насколько возможно, как подобные изменения происходили в Средневековье и, соответственно, как они осмыслялись людьми той эпохи. В центре нашего внимания будут категории младенчества, детства и отрочества.

О возрастах человеческой жизни размышляли многие средневековые авторы, следуя, как правило, античным образцам, однако интепретируя их в духе христианской символики. В ходу были самые разные схемы, взаимно дополнявшие друг друга либо находившиеся в известном противоречии между собой. Все эти построения были чрезвычайно абстрактны и весьма отдаленно связаны с реальными наблюдениями. Эти теории неизменно основывались на символике чисел.

Трехчленная схема выделяла естественные этапы в жизни человека – рост и созревание, зрелость и упадок (augmentum, status, decrementum). Эти стадии образовывали своего рода арку или дугу. Следуя восходящей к Аристотелю схеме, Данте в «Пире» указывает, что наиболее совершенный возраст, когда раскрываются все внутренние способности человека, лежит между тридцатью и сорока годами. Намного раньше папа Григорий Великий установил связь между возрастами человека и определенными моментами христианской литургии. Согласно распространенной интерпретации три евангельских волхва (мага), пришедшие поклониться новорожденному младенцу Иисусу, в свою очередь символизировали фазы человеческой жизни.

Страницы: 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146