Правления Джахангира и Шах ДжаханаСтраница 3
Шах Джахан пытался расширить пределы империи также на западе, отвоевав у персов Кандагар. Несколько походов на него оказались безуспешными. Кандагар был присоединен на короткое время только в 1708 г.
В сентябре 1657 г. Шах Джахан заболел, и его четыре сына стали готовиться к борьбе за власть. Как говорилось, старший сын Дара Шукох был объявлен наследником, но другие братья не собирались с этим мириться. К тому же Дара не пользовался авторитетом в среде делийской знати. Он больше был известен не как военный и администратор, а как ученый и писатель. При этом его взгляды отличались вольнодумством. Он интересовался индуизмом и христианством и прослыл еретиком. Аурангзебу удалось привлечь на свою сторону своих братьев Шуджу и Мурада, и войска претендентов пошли на столицу, не ожидая, когда образуется вакансия на троне.
Даре удалось нанести поражение Шудже, но затем произошла битва при Дхармате (близ Удджайна), в которой объединенные силы Мурада и Аурангзеба разбили высланную против них армию Дары. Решающая битва произошла уже недалеко от Агры 29 мая 1658 г. Дара был окончательно разбит и бежал в Панджаб. Аурангзеб занял столицу (Агру), заточил своего отца в крепость, арестовал брата Мурада и заключил его в крепость Гвалияр. Удалось ему также нанести поражение другому брату Шудже, который отступил в Бенгалию. Преследовать его был послан Мир Джумла. Шуджа бежал в Аракан (современная Мьянма), и там следы его теряются. Дара Шукох попытался дать Аурангзебу еще одно сражение в Раджпутане, но вновь неудачно. Он бежал в Синд, был схвачен, выдан Аурангзебу и в августе 1859 г. казнен по обвинению в ереси. Шах Джахан находился в заключении в крепости Агра до своей смерти в 1666 г.
Империя Моголов в правление Джахангира и Шах Джахана в целом выглядела могучим и эффективно управляемым государством. Основы, заложенные Акбаром, были прочны и не поколеблены его потомками, хотя они не обладали талантами своего отца и деда. Система мансабдарства поддерживалась, хотя и появились первые признаки ее разложения. Увеличилось расхождение между чином и размером реально содержавшихся джагирдарами войск. Увеличилась доля земли, розданной в джагиры, и соответственно уменьшилась доля земли, находившейся под непосредственным управлением казны (земли халисе). Наместники в провинциях стали гораздо более своевольны. Налоговая система работала исправно, хотя некоторые отступления от законных ставок поборов наблюдались. Джагирд ары и другие землевладельцы стали вводить дополнительные сборы (абвабы) в свою пользу. Однако пока еще эта практика не стала столь разорительной, как впоследствии.
Ни Джахангир, ни Шах Джахан не были религиозными фанатиками, но не обладали и терпимостью, отличавшей Акбара. Положение индусов в империи снова стало ухудшаться. Шах Джахан прекратил строительство индусских храмов, снова ввел джизию и стал поощрять обращение в ислам.