Другие государстваСтраница 4
Махмуд стал тяготиться этим и вновь сбежал из столицы, на этот раз в Гуджарат, взяв с собой одну жену и несколько слуг. Силы султанов Гуджарата и Малвы осадили столицу г. Манду, где укрепился сын Медини Рая Рай Питхора (Притхвирадж). Тот оборонял Манду, сколько мог, но в конце концов крепость была взята и множество индусов было перебито. Махмуд восстановился на троне.
Но другие крепости остались в руках индусов. Им помог правитель Мевара махарана Санга, который вторгся в Малву, разбил войска Махмуда и взял его в плен. Затем Махмуд был освобожден, вновь посажен на трон, теперь уже как марионетка Мевара. Но тем самым он возбудил недовольство гуджаратского султана Бахадур-шаха. Последний захватил Малву и присоединил ее к своему государству в 1531 г.
Основателем султаната Джаунпур стал Малик Сарвар, получивший от последнего султана династии Туглаков губернаторство восточными областями и титул Малик-уш-шарк («Господин Востока»). После вторжения Тимура он стал практически независимым правителем, хотя и не провозглашал себя таковым. Но его приемный сын принял титул Султан Мубарак-шах и основал династию, получившую название Шарки.
При Ибрахим-шахе (1402-1440) Джаунпур достиг наибольшего расцвета. Его столица стала архитектурным шедевром и выдающимся центром наук и искусств. Джаунпур, по словам современников, воспринимался как «индийский Шираз».
История этого княжества наполнена, как и история других государств этого периода, войнами с соседями, прежде всего с Малвой,
Ориссой и Делийским султанатом. В 1458-1479 гг. Джаунпур напрягал все силы, чтобы захватить Дели и восстановить там на престоле династию Сайидов, однако эти попытки кончились его полным разгромом и присоединением к Делийскому султанату.
Небольшое княжество Митхила, называвшееся также Тирхут, располагалось к северу от Ганга между его притоками Коси и Ган-даг. Оно оставалось под властью индусской династии, происходившей, по преданию, из Карнатаки, с 1097 по 1324/5 г. Его завоевал и уничтожил лишь Гийяс-ад-дин Туглак. Князь Харисимха отступил в Непал. Довольно сложно понять, почему делийские и бенгальские султаны долгое время мирились с существованием этого княжества, лежавшего на пути мусульманских армий, не раз двигавшихся с запада на восток и в обратном направлении.
Через некоторое время непонятно каким образом Тирхут снова обрел независимость под властью новой, брахманской по происхождению династии. Фируз-шах в 1353 г. на пути в Бенгал снова подчинил это княжество, не встретив сопротивления. Фируз оставил у власти прежнюю династию, которая правила до 1526 г.
Подобно тому, как соседний Джаунпур стал центром мусульманской культуры, Митхила выделялась как средоточие индусских литератур, искусств и наук. В последний период существования княжества в нем жил и творил один из великих индийских поэтов Видьяпати Тхакур (примерно 1380-1450), знаток дхармашастр и составитель нибандх Вачаспати Мишра (втор. пол. XV в.), Чандеш-вара Тхаккура, составивший один из последних трактатов о политике «Раджанитиратнакара», и другие.