Династия ТуглаковСтраница 1
Гийяс-ад-дин имел довольно обычное в то время для мусульманских правителей происхождение: его отец был рабом султана Балбана, а мать — индуской из касты джатов. Он правил довольно милостиво. Вознаградил должностями и землями тех, кто привел его к власти, конфисковал деньги, розданные Хусроу своим приближенным, поощрял развитие сельского хозяйства, при нем было прорыто несколько оросительных каналов. Историки того времени сообщают, что налоги при нем были низкими.
Рядом со старым Дели Гийяс-ад-дин возвел собственную крепость, которую назвали Туглакабадом. Сохранились легенды о его богатстве. Ибн Баттута передает эти легенды: будто бы дворец Гий-яс-ад-дина был сложен из позолоченных кирпичей, а во дворе был бассейн, куда он сливал расплавленное золото.
При нем была наконец присоединена к султанату территория государства Какатьев, подчинена Бенгалия. Эта область составляла самостоятельное государство, как уже говорилось, с 1287 г. Ею правили сын Балбана Бугра-хан и затем его наследник до 1301 г. Власть захватил некий узурпатор под именем Шамс-ад-дин Фируз-шах. После его смерти в 1322 г. в Бенгалии началась смута, которой и воспользовался Гийяс-ад-дин. В 1324 г. ему удалось разбить одного из претендентов на бенгальский престол и подчинить другого. Султан возвращался в Дели с богатой добычей.
По дороге его поджидал любимый сын Джауна-хан. Для приема султана был сооружен специальный павильон, устроенный так, что даже при слабом прикосновении к одному из его столбов он полностью обрушивался. Усадив отца в павильон, сын устроил шествие слонов вокруг павильона. Один из слонов дотронулся до злополучной колонны, и павильон придавил султана. Произошел несчастный случай. Джауна-хан стал султаном под именем Мухаммад Туглак.
Его правление изобиловало необычными решениями, значительными свершениями и полной нелогичностью. Барани, который наблюдал его вблизи, писал чуть витиевато, но недвусмысленно: «Я должен заметить, что султан Мухаммад был одним из чудес творения. Противоречивость его качеств выходила за рамки всякого понимания и здравого смысла». Он был набожным суннитом, образован, увлекался логикой, философией, астрономией, математикой, естествознанием. Был весьма искусен в стихосложении и каллиграфии, физических упражнениях и охоте, в военном деле. Не увлекался вином, был щедр. Но не отличался осторожностью, расчетливостью, часто впадал в гнев и был, как обычно в то время, крайне жесток.
Начать ему пришлось, как и другим султанам, с подавления восстаний. Справившись с этим, султан решил перенести столицу из Дели в приблизительный географический центр своих владений — в Девагири, который по этому случаю был переименован в Доулата-бад. Жителям Дели в 1326 г. было приказано, всем без исключения, переехать в новую столицу. Власть предприняла некоторые меры, чтобы этот переезд несколько облегчить — дорога из Дели в Доула-табад была обсажена деревьями, дававшими тень, вдоль нее были выстроены постоялые дворы, где можно было получить пищу и воду. Барани сообщает, что будто бы в Дели и его окрестностях не осталось буквально ни одного человека, ни собаки, ни кошки. Скорее всего, это лишь легенда. Мухаммад, наверное, заставил переселиться только своих приближенных. Ибн-Баттута описывает Дели как довольно процветающий город.