ПарсизмКультура и общество / Этнографическая Индия / ПарсизмСтраница 1
Второй (после ислама) из занесенных в Индию из Центральной Азии религий является парсизм, представители которого в современной Индии если и не велики числом, то по своему богатству и влиянию занимают очень видное место. Нужно оговорить, что под парсизмом в науке разумеется:
1) учение Зороастра https://marketolog.mts.ru the complete guide to media planning.
2) в более узком смысле основанная на нем религия современных парсов.
Зороастризм — религия древних жителей Ирана, первоначально мидийцев и бактрийцев, затем персов времен Ахеменидов и Сасанидов. Основателем ее считается Зороастр Зороастризм, по-видимому, свои корни имел в какой-то общей религии ариев до их разделения на иранскую и индоарийскую ветви, но это разделение совершилось тогда, когда общая религия еще не имела завершенной организации, почему нащупать общие места в ведизме и зороастризме представляется делом трудным.
Временный расцвет зороастризма, хотя характера более книжного и привилегированного (классового), относится к эпохе Сасанидов, к концу которой он окончательно был вытеснен исламом, направившим свою особую энергию против поклонников огня. В эту пору парсисты должны были искать убежища в других странах, и одна из волн их устремилась в Индию через Ормуз как первый этап в переселении. В 717 г. они прибыли в небольшой городок Санджана, в 90 верстах к северу от Бомбея. Сюда они принесли с собою остатки литературы, сохраненной благочестием Сасанидов, здесь они восстановили священный огонь, «семена» которого они принесли с собой, по их словам, из Персии, и стали известны как парсы. Приобретши благорасположение местных властей, они возросли, разбогатели и, в конце концов, установили сношения с двором Моголов; некоторые из жрецов посетили даже императора Акбара, который в поисках новой религии организовал собеседования с брахманами, португальцами-миссионерами, своими мусульманами, а также и с огнепоклонниками. До конца XIII в. главными местопребываниями парсов были: Сурат, Навсари и прилегающие к ним части Гуджарата. Коммерческий рост Бомбея потянул к себе большую коммуну парсов, а из этого города они распространились по всем городам Индии и по всем пунктам Востока, где бьет ключ торговли.
На первых порах экономическая и политическая слабость, с одной стороны, и окружение парсов индусской массой с другой, оказали угнетающее влияние на принесенную религию, и она упала до формы, едва отличимой от примитивного индуизма, ее окружавшего; парсизм захирел, священный канон был почти забыт. Но рост и обогащение колонии привлекли свежих эмигрантов; пробужденное и теперь обеспеченное национальное чувство вызвало интерес к национальной религии; жрецы стали внимательно изучать старый священный язык, и священные книги были переведены, растолкованы и изданы. Дальнейшим звеном в развитии общины парсов было установление связи со своими единоверцами, живущими в других частях Азии, а особенно в Персии
Парсы делятся на два толка: кадими (древние) и шеншаи (королевские); догматической разницы между ними нет, но спор сводится главным образом к разному пониманию эры священного года, отчего не совпадают некоторые праздники; есть более мелкие расхождения, например в произношении некоторых звуков при чтении молитв. Первые, как и показывает название, утверждают, что они сохранили более старые формы богопочитания.
Древнеиранская религия Зороастра под влиянием монотеистических религий дошла до современных парсов в значительно измененном виде, почему, например, в современном парсизме преобладают черты монотеизма и лишь отчасти пантеизма, несмотря на его философский дуализм и внешний культ огня. Основой религиозной морали служит авестийская триада: «добрые мысли, добрые слова и добрые дела», о которой взрослому парсу напоминают три шнурка его священного пояса; особым уважением у парсов пользуется огонь, откуда отказ от индийского сожжения мертвых и существование простых храмов, где поддерживается вечный огонь; Зороастр как пророк пользуется почетом; Саушьянт, по их верованию, должен родиться из семени Зороастра в конце света, уничтожить зло, очистить мир и сделать парсизм главенствующим. Среди обычаев парсов наиболее замечателен обычай выставлять трупы умерших в «башне молчания» на съедение коршунам.