Сикхизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Сикхизм
Страница 1

Сикхизм, насчитывающий около трех миллионов последователей, в последние годы снова вызвал к себе внимание, давно, казалось, уже ослабшее История развития сикхизма интересна тою стороною, что, начавшись в форме чисто религиозной реформы в конце XV или в начале XVI в., он кончил тем, что ко второй половине XVII столетия объединил своих последователей в политическую организацию, пропитанную весьма активными военными тенденциями. Завершением этой интересной эволюции было превращение сравнительно небольшой военно-религиозной общины в могучее государство, основанное Ранджит Сингхом в начале прошлого столетия.

Сикхизм был основан в Пенджабе гуру Нанаком (1469— 1539), развит и дополнен был последующими гуру, а особенно гуру Говинд Сингхом (1675—1708). Как стадия религиозного мышления народа Индии сикхизм вырос на почве сильного реформаторского движения, обнимающего собой все XVI столетие и отмеченного такими именами, как Рамананд, Горакхнатх, Чайтанья, Кабир и Валлабхачарья. Влияние ислама, как только прошла стадия насильственного прозелитизма, на индуизм, попавший в застой и захирелость, нужно признать в эту пору значительным, что проявилось и на сикхизме. В данном случае, но только в религиозном разрезе, сказалась вековая борьба степи с культурой, или номада с земледельцем. Нанак значительно повторял собою Кабира, стараясь примирить ислам с индуизмом, очистить последний от прослоек идолопоклонства и наметить некоторые из социальных тенденций. Говоря словами Роуза, «вера сикхов проповедует веру в бога, осуждая поклонение другим божествам, запрещает идолопоклонство, паломничество к крупным святыням индуизма, веру в предзнаменования, заклинания и колдовство и не признает очистительных церемоний при рождении и смерти. Как социальная система сикхизм уничтожает кастовые различия и, как необходимое последствие, привилегии брахманов и их руководство при рождении, смерти, браке и т. д.» Но эта вера, вероятно, принимается, и ею руководится лишь очень небольшое число даже среди тех, которые сами себя называют верными сикхами.

Если мы вспомним, что говорил Кабир, то в лице сикхизма, как он проповедовался Нанаком, мы должны видеть развитие одной из сект вишнуизма (точнее сказать, кабиризма), хотя первые гуру старательно стремились отделить своих учеников от индуистской массы, среди которой они жили. Но сикхизм не удержался на такой отвлеченной платформе. Борьба с Моголами молодой и сильной, но немногочисленной народной группы Пенджаба, преимущественно джатов, заставила руководителей использовать сикхизм как политическое орудие.

Отсюда мы видим, что последующие гуру, а также особенно последний из них вносят в учение новые, воинственно-национальные и активные оттенки. Говинд Сингх прилагает к понятию бога новые атрибуты, из которых первый «Акал» (бессмертный), а последний «Асинани» (меч в его руке характеризует его как представителя и источник мужества). Свою задачу апостола Говинд Сингх излагал чертами резкими, непримиримыми; он говорил, что пришел возвестить совершенную веру, распространить добродетель и уничтожить зло; о других религиях он говорил с осуждением: «Обряды мусульман и индусов бесполезны, чтение Корана и пуран — дело пустое, а поклонники идолов и почитатели мертвых никогда не получат блаженства». Говинд Сингх еще более старался выделить сикхов среди окружающих индуистов и мусульман. Он приказал им носить «пять»: длинные волосы, короткие штаны, железный браслет, стальной нож и гребень. Кроме того, учитель предписал сикхам не курить табак и есть мясо лишь тех животных, которые обезглавлены одним ударом меча по шее.

Вообще проповедь последних гуру сводилась не к возвещению новых религиозных тенденций, а к социальному строительству на религиозной подоплеке, к созданию общины, а затем и народа, проникнутого местным патриотизмом и большой воинственностью. И если эта духовная закваска оказалась при малочисленности последователей религии бессильной, чтобы бороться с Моголами в пору их расцвета, то с падением их династии она главным образом подготовила исходные данные для создания крупной сикхской империи Ранджита Сингха. После того как последняя в 40-х годах прошлого столетия была захвачена англичанами, политическая платформа у сикхизма была подорвана, и с тех нор наблюдается его падение — сначала в смысле упругости настроения, а в последние годы и в смысле роста последователей Параллельно с этим наблюдается среди них тенденция все более и более ассимилироваться с индуистами, и некоторые из сикхов уже не первый год пользуются обрядовыми услугами брахманов, а также начинают посещать святые места, а особенно Хардвар, где Ганг покидает пригималайские холмы.

В последние годы в сикхизме наблюдается раздвоение между представителями религии, значительно усвоившими обряды индуизма, и более чистыми сикхами (основное ядро их составляют акали, или «бессмертные»). Захват наставниками (махантами) первой группы наиболее чтимых сикхских святынь (и наиболее прибыльных) вызвал в Пенджабе известное движение «Акали», которое переплелось с одновременным движением несотрудничества и недостаточно было проанализировано как религиозное движение. Во всяком случае, этот подъем сикхизма, выросший на почве общего национального движения в Индии и подогретый слишком суровыми приемами англичан (например, Амритсарская бойня в 1919 г.), представляет собою в истории сикхизма интересную волну, которая, может быть, задержит несколько общую кривую падения, но едва ли надолго.

Страницы: 1 2