АнимизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Анимизм
Несмотря на длиннейшие века исторической жизни и на ряд культурных эпох и властителей, Индия в своих своеобразных недрах сохранила много пережитков глубокой старины; в области религии таким пережитком будет анимизм. Под этим названием объединяется сложный конгломерат верований и культа, зерном которых является мировоззрение (или уклон мышления), объясняющее первобытному человеку вихрь явлений и перемен, которыми полон мир, снабжая этот вихрь жизнью и волей, которые чувствует дикарь в самом себе. Основные черты анимизма хорошо набрасывает Риели следующими словами: «Он (анимизм) рисует человека как живущего жизнью, окруженной одухотворенной компанией сил, стихий, стремлений, чаще безличных по своему характеру, бесформенных фантазий, с которыми нельзя связать какого-либо образа или какой-либо определенной идеи. Некоторые из этих элементов имеют свои департаменты или сферы влияния: один распоряжается холерой, другой — оспой, третий — болезнью скота; некоторые живут в скалах, другие на деревьях, третьи ассоциируются с реками, пучинами, водопадами или с причудливыми прудами, сокрытыми во впадинах холмов. Все они требуют прилежного умилостивления из-за несчастий, которые исходят от них, и обычно земля деревни доставляет средства для подобного умилостивления».
Анимизм в его наиболее чистой форме наблюдается среди лесных племен центра и юга полуострова и на южных склонах Гималаев. Некоторые из этих племен дошли до создания государств, как, например, гонды. Ряд других племен основали княжества Гарха, Мандла, Деогарх и Чанда в Центральных провинциях, Куч в Ассаме,— главная линия их династии ныне представлена махараджей Куч-Бехара. Племена, исповедующие анимизм подобного рода, во многих случаях быстро подпадают индусскому влиянию. Такой случай был с санталами, гондами и бхилами, занимающими холмы к югу от среднего течения Ганга. Эти народы являются легкой добычей индусского миссионера, который не спрашивает многого от новообращенных: согласитесь принимать к себе правоверного жреца и сообразуйте свои правила жизни с более возвышенной религией, чем доселе исповедуемая. Племена, занимающие южные склоны той же страны, как-то: бадага, ирула и курумба или горные племена, как нага, которые живут на холмах Ассама, до последнего времени остались сравнительно свободными от брахманского влияния. В горных областях Мадраса, где обитают также анимисты, они скорее становятся христианами, чем индуистами. Анимизм рассматриваемого типа, вероятно, имеет источником своего происхождения неарийские расы, среди которых он и удерживается более прочно, хотя правильнее предположить, что анимизм проходит постоянной струей по всем страницам религиозной истории Индии. Ведь даже веды (самый-то ведизм можно рассматривать как анимизм высокого порядка) были достоянием жреческого класса для привилегированных, а простой народ, как на это указывают некоторые обстоятельства, боготворил змей, обезьян или камни. Конечно, за анимизмом нельзя признать какой-либо политической силы, так как он исповедуется наиболее отсталыми из народных групп, да он едва ли и выдержит напор соседящих религий, а главным образом удар новых форм жизни