Религии Индии
Культура и общество / Этнографическая Индия / Религии Индии

В Индии, как и на Востоке вообще, все проникнуто религией, ею регулируются не только законы и строй государства, но и жизнь деревни, уклад жизни ее обитателей от рождения до смерти. По отношению к Индии было бы невозможно преувеличить все глубокое и всестороннее значение этого фактора для судеб народных масс. Даже в области экономических проблем исследователь неизменно наталкивается на религиозный фактор, улавливая его властное влияние как на бюджет деревни, так и на убогий бюджет райята. Для примера возьмите хотя бы один только культ предков, этот основной догмат индуизма.

Укажем, насколько глубоко религией пропитан бытовой обиход райята. Все здесь диктуется религией, за всем следит религия — за рождением, первым зубом, «первым взором на луну», браком, смертью, ходом дня — утро, полдень, вечер она же диктует райяту систематические омовения, хождения по святым местам Нищий из брахманов очень часто просит милостыню для выполнения отцовской или материнской шраддхи (поминок по отцу или матери) или упанаяны обряда инициации для своих детей, и он редко уходит с пустыми руками. Знаменитый стих «Ригведы» каждое утро повторяется вот уже более трех тысяч лет правоверными индусами, большинство которых, конечно, не понимает смысла слов давно забытого языка.

Словом, понять Индию, особенно массовую, народную, без должного углубления в ее религию нельзя. Но как изложить эту религию? Конечно, в данном труде, имеющем практическую цель пояснить реальную Индию, прежде всего не может быть речи о рассматривании религии с философской или догматической точек зрения или под углом исторической преемственности и вариаций ее религиозных течений. Но и при отказе от такого отвлеченного подхода все же было бы недостаточно довольствоваться одной лишь статистической, например, картиной религии. Простой подсчет числа представителей, обрисовка форм и обрядов, перечень мест паломничества и т. д. дают слишком пестрый, путаный узор, мало понятный по своему содержанию, связи и совершенно трудный для запоминания. Не ясны сравнительная важность явлений, степень и размах их влияний, причины их того или иного распространения и т. д.— словом, получается мертвая картина явлений, не поясненная ни в плоскости связи или соподчинений, ни под углом хотя бы элементарной исторической перспективы. Нельзя упускать из виду степени давности того или иного обряда, формул, обычаев, ибо эта давность прямо пропорциональна, выражаясь математическим языком, степени жизненности явления, его соответствия обстановке, размерам его распространения, а главное — степени привычки к нему народа. Эти соображения заставляют нас коснуться, хотя вкратце, динамической стороны религий Индии, т. е. их истории. Приведенный стих гаятри, читаемый народом Индии ранним утром, сложные, а с этим и дорогие родительские похороны, свадебный ритуал, обездоленное положение женщины, кастовые коридоры, святость коровы,, милосердие к животным и т. д.— все это идет со дней глубочайшей старины, все это, хотя кое-что только вчерне, набросано уже в «Ригведе»