Индийско-китайские отношения на современном этапеИстория / Индийско-китайские отношения на современном этапеСтраница 2
1. Экономические отношения Имея существенные экономические потенциалы и возможности, последнее – во многом благодаря близкому соседству, экономические отношения Индии и Китая характеризовались весьма низкими показателями, что вполне объясняется существовавшей на протяжении тридцати лет напряженностью в политических отношениях двух стран. К тому же, в силу существовавшего в 70-е гг. политического расклада сил на международной 2 арене, основными партнерами Китая и Индии выступали США и СССР соответственно.
На сегодняшний день, согласно статистике китайской таможни, в 2002 году общий объем внешнеторгового оборота между Китаем и Индией составил 4,95 млрд. долл. США, увеличившись на 37,6 процента по сравнению с 2001 годом. В январе-мае сего года товарооборот между двумя странами достиг 2,9 млрд. долл. США, при увеличении на 70 процентов. В том числе импорт Китая из Индии составил 1,68 млрд. долл. США, а экспорт товаров Китая в Индию - 1,22 млрд. долл. США, с приростом на 104 и 37 процентов соответственно.
Из вышеуказанных цифр следует, что торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Индией в последние годы продвигалось быстрыми темпами. Во многом это объясняется наметившейся тенденцией к улучшению политического климата индийско-китайских отношений, в свете ряда прошедших двусторонних переговоров на высшем уровне.
Все же коэффициент развития экономических отношений между двумя странами недостаточен для образования достаточно стабильной базы для успешного двустороннего сотрудничества. Стороны не отрицают, что помимо низкого экономического коэффициента, основным камнем преткновения в индийско-китайских отношениях является вопрос о делимитации границы и исходе кашмирского конфликта.
2. Территориальный вопрос Одним из самых важных документов, подписанном на высшем уровне Пекином и Дели, является соглашение об укреплении доверия в военной сфере вдоль индийско-китайской границы. Однако при этом заметно взаимное недоверие и нежелание идти на компромиссы.
Кашмирский регион
3. С одной стороны, Китай готов признать т.н. линию МакМагона в восточном секторе китайско-индийской границы (в этом случае за Индией остается 90 тыс. кв. км оспариваемой территории Аруначал Прадеша и Ассама), в обмен Индия должна признать в качестве государственной границы «линию фактического контроля» в западном секторе, где 38 тыс. кв.
км территории Ладакха (область на северо-востоке Джамму и Кашмира) отойдут Китаю.
Как свидетельствуют страницы индийских печатных изданий, Атал Бихари Ваджпаи готовился к недавнему визиту в КНР с четким намерением прояснить ситуацию вокруг Сиккима– областью между Непалом и Бангладешем, представляющей стратегический интерес для Индии. Во время переговоров с китайской стороной индийскими представителями было озвучено предложение о признании Тибета частью Китая в «обмен» на Сикким. Но китайская сторона ограничилась лишь решением начать пограничную торговлю в этом районе. Возможно, это указывает на то, что Китай готов сделать серьезные шаги для решения пограничного вопроса, но при условии, что Индия пойдет на уступки в территориальном споре вокруг Кашмира, где Китай предъявляет претензии на земли Аксай Чин, полученные в обмен на китайскую военно-техническую помощь от Пакистана, который подписав в марте 1963 года временное соглашение о пакистанско-китайской границе, фактически признал за КНР право на обладание землями, являющимися частью Ладакха, где в конце 50-х гг. Китай проложил высокогорное шоссе, соединившее два автономных района КНР – Тибет и Синьцзян.
Таким образом, решение вопроса о делимитации индийско-китайской границы находится в полной зависимости от исхода кашмирского конфликта между Индией и Пакистаном – главного источника напряженности в регионе, в который непосредственно был вовлечен Китай.
Китай балансирует между Пакистаном - давним союзником Пекина, и Индией. В Пекине опасаются начала конфликта в Кашмире, открытое противостояние между двумя ядерными державами может привести к дестабилизации на западной границе Китая. Совместно с российской стороной Китай пытается оказать дипломатическое давление на лидеров Пакистана и Индии в решении о скорейшем проведении мирных переговоров. Но, как показали последние переговоры в Алматы на саммите СВМДА, слишком неравноценны отношения Москвы и Пекина с этими странами. Россия разделяет позицию Индии, у них давнее военно- техническое сотрудничество, планы новых многомиллионных военных сделок. У Китая, имеющего более тесные военно-политические связи как раз с Пакистаном, также ограничены возможности давления, в качестве независимой третьей стороны.