Экономическое развитие в первые века нашей эрыИстория / Индия в древности / Индия в Кушано-гуптский период / Экономическое развитие в первые века нашей эрыСтраница 9
* * *
В VI в. начинается упадок экономики. Немалую роль в этом в Северной Индии сыграло нашествие гуннов-эфталитов, однако оно не было единственной причиной. Каким бы разрушительным ни было нашествие, последствия его могли быть ликвидированы в течение ряда лет, если бы не внутренние причины, которые этому препятствовали. Кроме того, изменения в экономике наблюдались не только на территории, подвергшейся вторжению.
Первое, что бросается в глаза, — это упадок городов. Сюань Цзан, описывая в 40х годах VII в. города, через которые он проезжал, отмечал, что даже Паталипутра, Вайшали и Раджагриха обезлюдели, некоторые районы лежали в развалинах. В V в. долина Ганга, согласно свидетельству Фа Сяня, была хорошо обработана; Сюань Цзан же нашел в первой половине VII в. территории шакьев и колиев поросшими джунглями; до Кушинагары и далее до Варанаси он ехал все время через джунгли, даже между Праягой и Каушамби, т.е. в самом центре долины Ганга, простирался лес, в котором водились дикие слоны.
Дороги стали небезопасными. Сюань Цзан в отличие от Фа Сяня неоднократно подвергался нападениям разбойников. В самом центре империи Харши на Ганге бесчинствовали флотилии речных пиратов. Они захватили Сюань Цзана (вблизи Айодхьи) и чуть не принесли его в жертву богине Дурге.
Процесс упадка городских центров затронул и многие другие области Индии. Сюань Цзан, посетивший Гандхару и ее столицу Пурушапуру, писал, что города пришли в запустение; той же участи подверглись и монастыри, некогда богатые и процветающие. Упадок монастырей и других буддийских религиозных центров не только был связан с ослаблением роли буддизма в ту пору, но и отражал общие процессы, происходившие в экономике страны. Кризис захватил и такой крупный центр, как Таксила: в послекушанскую эпоху резко уменьшается площадь поселения, сокращается денежное обращение. В послегуптскую эпоху, по сообщениям Сюань Цзана, замирает городская жизнь и в Кашмире.
Большой интерес представляют материалы археологии. Раскопки городов позднегуптского и послегуптского периодов также указывают на кризис городской жизни, упадок многих городских центров. Раскопки многослойных поселений показали, что в ряде городов слои послекушанского периода перекрываются слоями, относящимися уже к мусульманской культуре, — явный показатель замирания городской жизни в гуптскую эпоху, в некоторых — кризис наступил в послегуптский период. К таким же выводам приводят результаты археологических работ в других районах Индии — в Харьяне, Раджастхане, УттарПрадеше. Так, из 20 раскопанных городских поселений в округах Мирут и Музаффарнагар в 19 послекушанские слои перекрыты «средневековой» керамикой. Даже такой крупный и процветающий центр, как Шравасти, постепенно ослабевает и скудеет, а после IV в. жизнь в нем и вовсе фактически замирает. Тот же процесс охватил Каушамби, Ахиччхатру, Айодхью, Чиранд, Чампу, Сопур, Каятху, Махешвар, Навдатоли, т.е. он проявился в самых различных районах страны, не затронутых вторжениями иноземных племен.
Ученые предлагали различные объяснения причин падения городских центров в поздне- и послегуптский периоды: политические (в том числе связанные с вторжением гуннов-эфталитов), религиозные, климатические и т.д. Действительно, отдельные города и области испытали на себе воздействие этих факторов, но в основе этого общего, характерного для большинства районов Индии процесса лежали, как отмечалось, причины экономические, связанные с начавшимся застоем в ремесле и торговле, общей натурализацией экономики. Это ясно видно на примере изменений в денежном обращении. С VI в.
резко уменьшилось количество монет, они сделаны уже из плохого металла и скверно изготовлены. Даже серебряные монеты встречаются редко, золотые же с середины VII в. на триста лет исчезают вовсе, что указывает на сокращение и общего объема торговли, и размеров отдельных сделок. Так, от некоторых могущественных и длительно существовавших династий (Раштракуты, Палы) совсем не сохранилось монет, а от других (Пратихары, Чалукьи) остались только единичные. О кризисе денежного обращения может свидетельствовать и сообщение Фа Сяня о том, что обычным способом обмена были раковины каури.
Материалы гуптской и послегуптской эпох говорят о запустении многих внутренних торговых путей, ранее считавшихся основными (например, Уттарапатхи — главной «северной дороги»). Новые тенденции в экономике привели и к нарушению внешней торговли. Это также повлияло на положение городов — центров ремесла и торговли.